ПриватБанк, Моно, Ощадбанк: на какие банки украинцы чаще всего жалуются из-за мошенничества

Читати українською

Чаще всего украинцы сами «помогают» преступникам украсть деньги, когда сообщают цифры из СМС или нажимают «1» в ответ на вопросы по телефону.

Читати українською
банк, мошенничество
Схемы мошенничества могут хорошо скрыть

Чаще всего украинцы сами «помогают» преступникам украсть деньги, когда сообщают цифры из СМС или нажимают «1» в ответ на вопросы по телефону.

В случае исчезновения средств украинцы могут пожаловаться не только в техподдержку банка или полицию. Для этого есть еще раздел отзывов на сайте Минфина о работе финансовых учреждений. Информатор подсчитал, что с конца февраля по начало апреля 2024 года пользователи 45 раз жаловались на незаконное снятие денег с их счетов в 4 крупнейших банках.

Жалобы на исчезновение или попытки украсть деньги со счетов распределились почти поровну:

  • в ПриватБанк писали 13 раз;
  • в Монобанк – 10 раз;
  • в Ощадбанк – 11 раз;
  • в ПУМБ – 11 раз.

«Человека нашел на сайте найма фрилансеров freelancehunt. Он написал сразу в телеграм. Там договорились о работе, попросил прислать деньги на карту. После получения написал, что может не ответить, так как укрытии, а затем удалил чат из телеграм. Помогите найти человека», - написал клиент банка ПУМБ 13 апреля 2024 года.

В банке поблагодарили за сигнал мошенничества и посоветовали позвонить в поддержку банка.

«Мошеннический сервис пытался несколько раз снять средства с карты. Так как на карточке 0, это не удалось сделать. Но через некоторое время я заметил, что деньги в конце концов снялись. Как оказалось,  после нескольких дней неудачных попыток банк открыл кредит на сумму, которую постоянно пытались снять мошенники, и разрешил эту операцию, при том, что на карточке было 0», - написал клиент Монобанка 22 марта 2024 года.

Клиент банка под ником allusio считал, что «банк, подыгрывая мошенникам, снял средства и сделал по карточке овердрафт» (это превышение кредита. – Ред.)

«Мошенники с деньгами, у банка есть должник. Меня загнали в долги. О какой безопасности денег может идти речь после такого? Теперь любой, сломав сервис или найдя карту, может с вас снять средства, потому что банку все равно по поводу безопасности ваших средств», - дополнил свой комментарий о досадном случае клиент Монобанка.

В поддержке онлайн-банка объяснили, что "транзакция была инициирована на списание непосредственно от платежной системы, в таком случае банк обязан провести операцию". Но пообещали, что представят официальный ответ.

Возможно ли мошенничество с кредитным лимитом

Мошенники придумывают новые схемы, как выманить у украинцев деньги. Это не "тырить мелочь по карманам", а использовать изобретательные конструкции, когда человек сам помогает ворам. Однако не всегда жертва понимает, как она потеряла деньги. Схема может выглядеть так: сотрудник банка, который имеет доступ к данным клиентов, якобы передает эту информацию плохому человеку. Плохой человек активирует карту, а затем берет кредитные средства – сначала небольшую сумму, возвращаемую через некоторое время. И делает это несколько раз, после чего банк повышает кредитный лимит. Впоследствии плохой человек снимает все средства.

Преступники действительно могут добраться до любого счета, когда будут иметь доступ к финансовому номеру телефона жертвы. Отсюда появилась схема: "Перейдите по ссылке для получения финансовой помощи из ЕС". Когда человек на фишинговом сайте вводит номер карты и сообщает цифры из SMS, тогда преступники получают доступ к счету. Он не постоянный, а разовый.

Для того чтобы снять даже первые средства, необходимо, опять же, получить доступ к счету. Получить доступ без человека невозможно физически. Поэтому человек сначала «провел за руку» преступников к своим деньгам.

Однако для того чтобы снимать средства и возвращать их как свои, необходимо иметь полный и постоянный доступ к кабинету в банке. А он просто так не получается, то есть мошенникам нужно каждый раз получать код, чтобы заходить в кабинет, воровать и возвращать эти средства и брать их снова. Это возможно, если вор зарегистрирован как владелец счета.

«Вы оформили доступ, например, в том же Привате или в другом банке. И у вас доступ есть по отпечатку пальцев. Но только приходит обновление, раз в месяц банк просит обновить ключи безопасности, и вам снова необходим доступ к финансовому телефону. Без финансового номера телефона украсть почти невозможно», – считает президент Ассоциации «Днепровский банковский союз» Владимир Косюга.

Если кто-то оформил кредит, а затем брал и возвращал, и снова брал с него средства, то эксперт советует присмотреться к ближайшему окружению. К внукам, детям, родственникам, которые имели доступ к телефону жертвы.

Как защитить свои средства от мошенников

Национальный банк и киберполиция положили начало информационной кампании, цель которой – научить украинцев правилам безопасности онлайн-платежейю Для сохранения сбережений советуют прислушиваться к простым рекомендациям:

  • Держите в секрете три цифры на обратной карте (CVV/CVC код), коды (одноразовые пароли) банков и мобильных операторов, пин-код к карте.
  • Подключите смс-информацию об операциях с платежной картой.
  • Установите индивидуальные лимиты на операции с вашей платежной картой.
  • Используйте виртуальную карту для расчетов в интернете.
  • Не переходите по ссылкам от незнакомцев.
  • Получили ссылку от друга – не торопитесь на нее кликать.

«Прежде чем ввести в любую форму данные своей платежной карты или пароли к онлайн-банкингу, проверьте адрес необходимого ресурса, ведь любые отличия могут свидетельствовать о том, что вы оказались на фишинговом сайте, – советуют в Нацбанке и киберполиции. – Если необходимо перейти на сайт компании, адрес которого вы получили в ссылке, введите в поисковой системе название необходимого сайта и только тогда переходите на веб-ресурс».

Ссылку сомнительных сайтов можно проверить через сервис Ассоциации "ЕМА" CheckMyLink. Если вы стали жертвой мошенников, напишите заявление в Киберполицию по этой  ссылке или сообщите о вашем случае по номеру телефона – 0 800 505 170.

Информатор писал, что мошенники притворились техподдержкой monobank и похитили у волонтера деньги.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.