Налог на роскошь: как владельцы элитных авто его уплачивают и почему судятся с налоговой

Тетяна Мазниченко

Налоговые органы пытаются увеличить сборы по транспортному налогу, который платят владельцы элитных авто стоимостью от 2,66 млн грн, однако получается у них не очень

За последний год количество рассылаемых налоговых уведомлений повысилось сразу в 5,5 раз. Однако фактические же сборы по налогу на роскошь снизились. «Минфин» узнал, как составляют  списки роскошных машин под налог, а налоговики с юристами рассказали о спорах с плательщиками и о взыскании долгов. Об этом издание пишет 5 марта.

Какие дорогие авто подлежат налогообложению и каков его размер

Специальный налог на дорогие автомобили утвердили в Украине еще в 2014 году, когда Верховная Рада проголосовала за очередные изменения в Налоговый кодекс. Документ с 1 января 2015 года отменил сбор на первую регистрацию транспортного средства и ввел транспортный налог.

Первоначально нужную информацию налоговикам предоставляли органы МВД. Но с февраля 2016 года к этой работе подключили Министерство экономики. Министерство начало подавать данные о подлежащих налогообложению машин в Государственную налоговую службу и регулярно публиковать соответствующий перечень на своем сайте.

Налог корректируется пропорционально ежегодному увеличению минимальной зарплаты. Например, на 1 января 2023 года зарплатная минималка составляла 6700 грн, а уже с 1 января 2024 года 7100 грн. В этом году налогообложению подлежат машины стоимостью от 2,66 млн грн и выше.

Налог уплачивается не только частными собственниками, но и юридическими лицами, если автомобиль зарегистрирован на предприятие.

«Обложению подлежат только легковые автомобили — авто, которые по своей конструкции и оборудованию предназначены для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не более 9, включая водителя. За грузовые, грузопассажирские, специализированные автомобили, автобусы и другие транспортные средства, не относящиеся к легковым автомобилям, уплачивать транспортный налог не нужно. Другой момент: учитывается именно год выпуска машины, а не время ее использования. Определить год выпуска помогут сопроводительные документы на покупку. Если дата не подтверждается в них, то ее можно выяснить по номеру кузова (VIN-кода)", - уточнил адвокат, советник юридической фирмы Gracers Станислав Полевой.

Список авто для транспортного налога меняется каждый год

Как пояснили «Минфину» в Министерстве экономики, список авто для налогообложения составляется на основе данных ГП «Госвнешинформ» по ценам на новые авто.

"Производители легковых автомобилей совершенствуют марки и модели, что приводит к удорожанию стоимости новых транспортных средств", - пояснила пресс-служба Минэкономики.

Но если проанализировать списки министерства за 8 лет – до 2024 года включительно, то увидим почти двукратное сокращение списка авто под роскошный налог:

  • 2017 год - 344;
  • 2018 год - 331;
  • 2019 год - 349;
  • 2020 год - 224;
  • 2021 год - 249;
  • 2022 год - 186;
  • 2023 год - 360;
  • 2024 год - 184.

Это заметили не в первый раз, а наблюдали еще до вторжения россии.

«В свое время СМИ отмечали ситуацию, когда большого количества задекларированных чиновниками роскошных автомобилей не было в списке Министерства экономики и они не подлежали налогообложению. С точки зрения украинского законодательства, такие авто, как Rolls-Royce Ghost, всевозможные модели Ferrari и Lamborghini, просто не укладываются в список роскошных автомобилей от Минэкономики. Как следствие, случаются курьезные ситуации, когда владельцы автомобилей ценой в сотни тысяч долларов не подлежат налогообложению налогом на роскошь», — отметил партнер Moris, руководитель практики налогового права, адвокат Василий Андрусяк.

Хотя в Министерстве экономики уверяют, что могут расширять свой налоговый список для авто по запросу Государственной налоговой службы.

"Перечень легковых автомобилей, подлежащих налогообложению транспортным налогом в 2024 году, до конца года будет расширен", - заявили "Минфину" в Минэкономики.

Сколько уплатили транспортного налога в бюджет страны

В 2023 году налоговые органы сразу в 5,5 раза увеличили количество выписанных сообщений по транспортному налогу — с 1,4 тыс. до 7,5 тыс. штук.

До большой войны (на 2021 год) в Украине было официально зарегистрировано 10,2 млн  транспортных средств, из которых 8,8 млн — легковые автомобили. При такой общей численности и 7,5 тыс. налоговых уведомлений-решений за 2023 год понятно, что транспортный налог насчитывает менее чем на процент зарегистрированных в стране легковых автомобилей — точнее 0,09%.

Фактические же сборы по нему хотя и заметно возросли (в 2023 году сразу на 55% — до 160,5 млн грн), однако уступают показателям до полномасштабного вторжения.

ГНС предоставила такую ​​динамику поступлений по транспортному налогу:

  • 1 января 2024 года - 160,5 млн грн;
  • 1 января 2023 года - 103,5 млн грн;
  • 1 января 2022 года - 158,4 млн грн;
  • 1 января 2021 года - 202,8 млн грн;
  • 1 января 2020 года - 270 млн грн.

Бизнес активнее населения платил налог на роскошь в 2020 году, а также в 2021-м  и в 2022-м. Причем в начале полномасштабного вторжения (в 2022 году) платежи от частных собственников сократились почти в 6 раз – до пятилетнего минимума – со 151,1 млн грн до 27,2 млн грн. Но в прошлом году (как и в 2019-м) физлица оплатили больше предприятий — 86,4 млн грн против 74,1 млн грн.

В то же время Государственная налоговая служба сообщила, что в 2023 году 2 496 юрлиц подали налоговые декларации по транспортному налогу, а физлицам отправлено по ним 6 803 сообщений-решений.

Если говорить о населении, то больше налоговых решений по налогу на роскошь направлено жителям Киева (1 848), а топ плательщиков выглядит так:

  1. г. Киев - 1 848;
  2. Днепропетровская область - 988;
  3. Харьковская область - 503;
  4. Одесская область - 426;
  5. Киевская область - 370;
  6. Львовская область - 275;
  7. Винницкая область - 218.

Меньше налоговых решений поступило автовладельцам в Луганскую (15), Херсонскую (46), Черновицкую (46), Житомирскую (91) и Тернопольскую области (99).

Как судятся и взимают налог

Далеко не все владельцы дорогих машин соглашаются платить с них налоги и отрицают налоговые уведомления-решения в суде. Автовладельцы судятся с налоговиками чаще всего из-за того, что их марки авто отсутствуют в списках Минэкономики, или из-за некорректного применения критериев, например, по объему двигателей.

«До 2022 года в своих списках автомобилей Министерство экономики указывало объем двигателя, округляя цифру. Некоторые налогоплательщики пользовались этим и оспаривали налоговые уведомления-решения ГНС на основании того факта, что их автомобиль не был в списке. Примером является дело 2020 года, где владелец Audi Q7 выиграл суд у налоговиков. Он аргументировал неправомерность вынесенного налогового уведомления-решения тем, что объем двигателя его авто не 3, а 2,995 литра, и на этом аргументе смог отбиться от налога», – рассказал Василий Андрусяк.

Он также уточнил, что суды могут выносить противоположные решения в одинаковых ситуациях, единой судебной практики нет.

В спорах с налогоплательщиками в ГНС отрицательная судебная практика. Они чаще проигрывали (чем выигрывали) споры как до войны, так и после ее начала. Это доказывает перспективность споров с налоговыми органами, когда те превышают свои полномочия или допускают ошибки.

При этом юристы объяснили: когда фискалы не встречают сопротивления, активно работают над взысканием налоговых долгов.

Несогласным с начислениями по налогу на роскошь юристы советуют переносить спор в суд, а не ждать начисления штрафов и принудительного взыскания задолженности.

Присоединяйтесь к нашему разговору об отличиях между украинскими и российскими дронами, а также о процессе запуска и посадки дронов Raybird-3. Мы также услышим от Максима Левкивского, каких беспилотных средств не хватает Украине. Не упустите эти интересные разъяснения!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

No ad for you