Налоговые органы пытаются увеличить сборы по транспортному налогу, который платят владельцы элитных авто стоимостью от 2,66 млн грн, однако получается у них не очень
За последний год количество рассылаемых налоговых уведомлений повысилось сразу в 5,5 раз. Однако фактические же сборы по налогу на роскошь снизились. «Минфин» узнал, как составляют списки роскошных машин под налог, а налоговики с юристами рассказали о спорах с плательщиками и о взыскании долгов. Об этом издание пишет 5 марта.
Специальный налог на дорогие автомобили утвердили в Украине еще в 2014 году, когда Верховная Рада проголосовала за очередные изменения в Налоговый кодекс. Документ с 1 января 2015 года отменил сбор на первую регистрацию транспортного средства и ввел транспортный налог.
Первоначально нужную информацию налоговикам предоставляли органы МВД. Но с февраля 2016 года к этой работе подключили Министерство экономики. Министерство начало подавать данные о подлежащих налогообложению машин в Государственную налоговую службу и регулярно публиковать соответствующий перечень на своем сайте.
Налог корректируется пропорционально ежегодному увеличению минимальной зарплаты. Например, на 1 января 2023 года зарплатная минималка составляла 6700 грн, а уже с 1 января 2024 года 7100 грн. В этом году налогообложению подлежат машины стоимостью от 2,66 млн грн и выше.
Налог уплачивается не только частными собственниками, но и юридическими лицами, если автомобиль зарегистрирован на предприятие.
«Обложению подлежат только легковые автомобили — авто, которые по своей конструкции и оборудованию предназначены для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не более 9, включая водителя. За грузовые, грузопассажирские, специализированные автомобили, автобусы и другие транспортные средства, не относящиеся к легковым автомобилям, уплачивать транспортный налог не нужно. Другой момент: учитывается именно год выпуска машины, а не время ее использования. Определить год выпуска помогут сопроводительные документы на покупку. Если дата не подтверждается в них, то ее можно выяснить по номеру кузова (VIN-кода)", - уточнил адвокат, советник юридической фирмы Gracers Станислав Полевой.
Как пояснили «Минфину» в Министерстве экономики, список авто для налогообложения составляется на основе данных ГП «Госвнешинформ» по ценам на новые авто.
"Производители легковых автомобилей совершенствуют марки и модели, что приводит к удорожанию стоимости новых транспортных средств", - пояснила пресс-служба Минэкономики.
Но если проанализировать списки министерства за 8 лет – до 2024 года включительно, то увидим почти двукратное сокращение списка авто под роскошный налог:
Это заметили не в первый раз, а наблюдали еще до вторжения россии.
«В свое время СМИ отмечали ситуацию, когда большого количества задекларированных чиновниками роскошных автомобилей не было в списке Министерства экономики и они не подлежали налогообложению. С точки зрения украинского законодательства, такие авто, как Rolls-Royce Ghost, всевозможные модели Ferrari и Lamborghini, просто не укладываются в список роскошных автомобилей от Минэкономики. Как следствие, случаются курьезные ситуации, когда владельцы автомобилей ценой в сотни тысяч долларов не подлежат налогообложению налогом на роскошь», — отметил партнер Moris, руководитель практики налогового права, адвокат Василий Андрусяк.
Хотя в Министерстве экономики уверяют, что могут расширять свой налоговый список для авто по запросу Государственной налоговой службы.
"Перечень легковых автомобилей, подлежащих налогообложению транспортным налогом в 2024 году, до конца года будет расширен", - заявили "Минфину" в Минэкономики.
В 2023 году налоговые органы сразу в 5,5 раза увеличили количество выписанных сообщений по транспортному налогу — с 1,4 тыс. до 7,5 тыс. штук.
До большой войны (на 2021 год) в Украине было официально зарегистрировано 10,2 млн транспортных средств, из которых 8,8 млн — легковые автомобили. При такой общей численности и 7,5 тыс. налоговых уведомлений-решений за 2023 год понятно, что транспортный налог насчитывает менее чем на процент зарегистрированных в стране легковых автомобилей — точнее 0,09%.
Фактические же сборы по нему хотя и заметно возросли (в 2023 году сразу на 55% — до 160,5 млн грн), однако уступают показателям до полномасштабного вторжения.
ГНС предоставила такую динамику поступлений по транспортному налогу:
Бизнес активнее населения платил налог на роскошь в 2020 году, а также в 2021-м и в 2022-м. Причем в начале полномасштабного вторжения (в 2022 году) платежи от частных собственников сократились почти в 6 раз – до пятилетнего минимума – со 151,1 млн грн до 27,2 млн грн. Но в прошлом году (как и в 2019-м) физлица оплатили больше предприятий — 86,4 млн грн против 74,1 млн грн.
В то же время Государственная налоговая служба сообщила, что в 2023 году 2 496 юрлиц подали налоговые декларации по транспортному налогу, а физлицам отправлено по ним 6 803 сообщений-решений.
Если говорить о населении, то больше налоговых решений по налогу на роскошь направлено жителям Киева (1 848), а топ плательщиков выглядит так:
Меньше налоговых решений поступило автовладельцам в Луганскую (15), Херсонскую (46), Черновицкую (46), Житомирскую (91) и Тернопольскую области (99).
Далеко не все владельцы дорогих машин соглашаются платить с них налоги и отрицают налоговые уведомления-решения в суде. Автовладельцы судятся с налоговиками чаще всего из-за того, что их марки авто отсутствуют в списках Минэкономики, или из-за некорректного применения критериев, например, по объему двигателей.
«До 2022 года в своих списках автомобилей Министерство экономики указывало объем двигателя, округляя цифру. Некоторые налогоплательщики пользовались этим и оспаривали налоговые уведомления-решения ГНС на основании того факта, что их автомобиль не был в списке. Примером является дело 2020 года, где владелец Audi Q7 выиграл суд у налоговиков. Он аргументировал неправомерность вынесенного налогового уведомления-решения тем, что объем двигателя его авто не 3, а 2,995 литра, и на этом аргументе смог отбиться от налога», – рассказал Василий Андрусяк.
Он также уточнил, что суды могут выносить противоположные решения в одинаковых ситуациях, единой судебной практики нет.
В спорах с налогоплательщиками в ГНС отрицательная судебная практика. Они чаще проигрывали (чем выигрывали) споры как до войны, так и после ее начала. Это доказывает перспективность споров с налоговыми органами, когда те превышают свои полномочия или допускают ошибки.
При этом юристы объяснили: когда фискалы не встречают сопротивления, активно работают над взысканием налоговых долгов.
Несогласным с начислениями по налогу на роскошь юристы советуют переносить спор в суд, а не ждать начисления штрафов и принудительного взыскания задолженности.
Присоединяйтесь к нашему разговору об отличиях между украинскими и российскими дронами, а также о процессе запуска и посадки дронов Raybird-3. Мы также услышим от Максима Левкивского, каких беспилотных средств не хватает Украине. Не упустите эти интересные разъяснения!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.