Налог на роскошь: как владельцы элитных авто его уплачивают и почему судятся с налоговой

Читати українською

Налоговые органы пытаются увеличить сборы по транспортному налогу, который платят владельцы элитных авто стоимостью от 2,66 млн грн, однако получается у них не очень

Читати українською
Налог, авто
Элитные автомобили подлежат налогообложению

Налоговые органы пытаются увеличить сборы по транспортному налогу, который платят владельцы элитных авто стоимостью от 2,66 млн грн, однако получается у них не очень

За последний год количество рассылаемых налоговых уведомлений повысилось сразу в 5,5 раз. Однако фактические же сборы по налогу на роскошь снизились. «Минфин» узнал, как составляют  списки роскошных машин под налог, а налоговики с юристами рассказали о спорах с плательщиками и о взыскании долгов. Об этом издание пишет 5 марта.

Какие дорогие авто подлежат налогообложению и каков его размер

Специальный налог на дорогие автомобили утвердили в Украине еще в 2014 году, когда Верховная Рада проголосовала за очередные изменения в Налоговый кодекс. Документ с 1 января 2015 года отменил сбор на первую регистрацию транспортного средства и ввел транспортный налог.

Первоначально нужную информацию налоговикам предоставляли органы МВД. Но с февраля 2016 года к этой работе подключили Министерство экономики. Министерство начало подавать данные о подлежащих налогообложению машин в Государственную налоговую службу и регулярно публиковать соответствующий перечень на своем сайте.

Налог корректируется пропорционально ежегодному увеличению минимальной зарплаты. Например, на 1 января 2023 года зарплатная минималка составляла 6700 грн, а уже с 1 января 2024 года 7100 грн. В этом году налогообложению подлежат машины стоимостью от 2,66 млн грн и выше.

Налог уплачивается не только частными собственниками, но и юридическими лицами, если автомобиль зарегистрирован на предприятие.

«Обложению подлежат только легковые автомобили — авто, которые по своей конструкции и оборудованию предназначены для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не более 9, включая водителя. За грузовые, грузопассажирские, специализированные автомобили, автобусы и другие транспортные средства, не относящиеся к легковым автомобилям, уплачивать транспортный налог не нужно. Другой момент: учитывается именно год выпуска машины, а не время ее использования. Определить год выпуска помогут сопроводительные документы на покупку. Если дата не подтверждается в них, то ее можно выяснить по номеру кузова (VIN-кода)", - уточнил адвокат, советник юридической фирмы Gracers Станислав Полевой.

Список авто для транспортного налога меняется каждый год

Как пояснили «Минфину» в Министерстве экономики, список авто для налогообложения составляется на основе данных ГП «Госвнешинформ» по ценам на новые авто.

"Производители легковых автомобилей совершенствуют марки и модели, что приводит к удорожанию стоимости новых транспортных средств", - пояснила пресс-служба Минэкономики.

Но если проанализировать списки министерства за 8 лет – до 2024 года включительно, то увидим почти двукратное сокращение списка авто под роскошный налог:

  • 2017 год - 344;
  • 2018 год - 331;
  • 2019 год - 349;
  • 2020 год - 224;
  • 2021 год - 249;
  • 2022 год - 186;
  • 2023 год - 360;
  • 2024 год - 184.

Это заметили не в первый раз, а наблюдали еще до вторжения россии.

«В свое время СМИ отмечали ситуацию, когда большого количества задекларированных чиновниками роскошных автомобилей не было в списке Министерства экономики и они не подлежали налогообложению. С точки зрения украинского законодательства, такие авто, как Rolls-Royce Ghost, всевозможные модели Ferrari и Lamborghini, просто не укладываются в список роскошных автомобилей от Минэкономики. Как следствие, случаются курьезные ситуации, когда владельцы автомобилей ценой в сотни тысяч долларов не подлежат налогообложению налогом на роскошь», — отметил партнер Moris, руководитель практики налогового права, адвокат Василий Андрусяк.

Хотя в Министерстве экономики уверяют, что могут расширять свой налоговый список для авто по запросу Государственной налоговой службы.

"Перечень легковых автомобилей, подлежащих налогообложению транспортным налогом в 2024 году, до конца года будет расширен", - заявили "Минфину" в Минэкономики.

Сколько уплатили транспортного налога в бюджет страны

В 2023 году налоговые органы сразу в 5,5 раза увеличили количество выписанных сообщений по транспортному налогу — с 1,4 тыс. до 7,5 тыс. штук.

До большой войны (на 2021 год) в Украине было официально зарегистрировано 10,2 млн  транспортных средств, из которых 8,8 млн — легковые автомобили. При такой общей численности и 7,5 тыс. налоговых уведомлений-решений за 2023 год понятно, что транспортный налог насчитывает менее чем на процент зарегистрированных в стране легковых автомобилей — точнее 0,09%.

Фактические же сборы по нему хотя и заметно возросли (в 2023 году сразу на 55% — до 160,5 млн грн), однако уступают показателям до полномасштабного вторжения.

ГНС предоставила такую ​​динамику поступлений по транспортному налогу:

  • 1 января 2024 года - 160,5 млн грн;
  • 1 января 2023 года - 103,5 млн грн;
  • 1 января 2022 года - 158,4 млн грн;
  • 1 января 2021 года - 202,8 млн грн;
  • 1 января 2020 года - 270 млн грн.

Налог на роскошь: как владельцы элитных авто его платят и почему судятся с налоговой 1

Бизнес активнее населения платил налог на роскошь в 2020 году, а также в 2021-м  и в 2022-м. Причем в начале полномасштабного вторжения (в 2022 году) платежи от частных собственников сократились почти в 6 раз – до пятилетнего минимума – со 151,1 млн грн до 27,2 млн грн. Но в прошлом году (как и в 2019-м) физлица оплатили больше предприятий — 86,4 млн грн против 74,1 млн грн.

В то же время Государственная налоговая служба сообщила, что в 2023 году 2 496 юрлиц подали налоговые декларации по транспортному налогу, а физлицам отправлено по ним 6 803 сообщений-решений.

Если говорить о населении, то больше налоговых решений по налогу на роскошь направлено жителям Киева (1 848), а топ плательщиков выглядит так:

  1. г. Киев - 1 848;
  2. Днепропетровская область - 988;
  3. Харьковская область - 503;
  4. Одесская область - 426;
  5. Киевская область - 370;
  6. Львовская область - 275;
  7. Винницкая область - 218.

Меньше налоговых решений поступило автовладельцам в Луганскую (15), Херсонскую (46), Черновицкую (46), Житомирскую (91) и Тернопольскую области (99).

Как судятся и взимают налог

Далеко не все владельцы дорогих машин соглашаются платить с них налоги и отрицают налоговые уведомления-решения в суде. Автовладельцы судятся с налоговиками чаще всего из-за того, что их марки авто отсутствуют в списках Минэкономики, или из-за некорректного применения критериев, например, по объему двигателей.

«До 2022 года в своих списках автомобилей Министерство экономики указывало объем двигателя, округляя цифру. Некоторые налогоплательщики пользовались этим и оспаривали налоговые уведомления-решения ГНС на основании того факта, что их автомобиль не был в списке. Примером является дело 2020 года, где владелец Audi Q7 выиграл суд у налоговиков. Он аргументировал неправомерность вынесенного налогового уведомления-решения тем, что объем двигателя его авто не 3, а 2,995 литра, и на этом аргументе смог отбиться от налога», – рассказал Василий Андрусяк.

Он также уточнил, что суды могут выносить противоположные решения в одинаковых ситуациях, единой судебной практики нет.

В спорах с налогоплательщиками в ГНС отрицательная судебная практика. Они чаще проигрывали (чем выигрывали) споры как до войны, так и после ее начала. Это доказывает перспективность споров с налоговыми органами, когда те превышают свои полномочия или допускают ошибки.

При этом юристы объяснили: когда фискалы не встречают сопротивления, активно работают над взысканием налоговых долгов.

Несогласным с начислениями по налогу на роскошь юристы советуют переносить спор в суд, а не ждать начисления штрафов и принудительного взыскания задолженности.

Присоединяйтесь к нашему разговору об отличиях между украинскими и российскими дронами, а также о процессе запуска и посадки дронов Raybird-3. Мы также услышим от Максима Левкивского, каких беспилотных средств не хватает Украине. Не упустите эти интересные разъяснения!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.