В Украине производится немало брендированных вещей (одежда, сумки, ремни, обувь) для рынков зарубежных стран - прежде всего Европейского Союза, Великобритании и США. Однако такая отечественная продукция в большинстве своем не попадает на отечественные рынки и часто не по карману рядовым украинцам
Известные мировые бренды Hugo Boss, Louis Vuitton, Dolce & Gabbana и другие шьют свою одежду в Украине, а затем продают в мире за сумасшедшие деньги. Украинцы же, даже те, кто шьет одежду для этих марок, в большинстве своем не могут себе позволить такие дорогие покупки. В то же время из-за налоговой системы и бремя войны украинским брендам одежды тоже трудно конкурировать с вещами, привозимыми из других стран: Китая, Турции, Бангладеш, Марокко, Египта и т.д.
Более 80% украинских предприятий швейной отрасли работают на экспорт. Основной покупатель "европейской одежды", произведенной в Украине – Германия. Это в т.ч. одежда марок Hugo Boss, Louis Vuitton, Dolce & Gabbana, Max Mara, s.Oliver. Ранее на украинских предприятиях шили одежду для брендов Next, Topshop, New Look, Zara, Benetton, Esprit, Prada, Marks & Spencer, Laura Ashley, Iceberg, Fellini, Triumph, Conbipel и т.д. Кроме одежды также в Украине для зарубежных брендов делают сумки, ремни, обувь и другие предметы гардероба и аксессуары.
Конечно, не только в Украине производится продукция известных брендов. Но это одно из самых дешевых мест для владельцев иностранных брендов, к тому же работу на фабриках выполняют качественно. При том, что произведенная в Украине брендированная кожаная сумка может стоить до 2,5 тыс. евро, рабочие предприятий по пошиву одежды, работающих на зарубежные бренды, могут рассчитывать на скромную по европейским меркам зарплату. По данным сайта robota.ua зарплаты рабочих, занимающиеся изготовлением кожевенных изделий варьируются от 10 до 30 тыс. грн в месяц (в зависимости от предприятия, выработки, квалификации и опыта рабочих).
В случае предприятий, работающих "за границу", они получают материалы и чертежи, а на своем оборудовании шьют одежду под иностранными брендами - это называется "давальческая схема". За ней работают и более 30% предприятий производителей обуви. Продается эта одежда в Евросоюзе, США, а возвращаться в Украину может уже оттуда и продаваться в 3-4 раза дороже, чем там – из-за налогообложения и наценки торговых сетей. Впрочем, есть и примерные украинские предприятия, имеющие полный цикл производства и ориентирующиеся, прежде всего, на отечественный рынок. Президент Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности (Укрлегпром) Татьяна Изовит подчеркивает:
"Мы качественно производим продукцию. Это не высокая добавленная стоимость по сравнению с тем, чтобы изготовить ткань, из нее сшить и затем продать. Это то, что нужно Украине. И такие предприятия полного цикла, к счастью, у нас есть. Например, компания "Эдельвика". Это текстильный комбинат: они закупили пряжу, из пряжи выткали ткань, ее покрасили, произвели техническую обработку, затем сшили продукцию: одежду, скатерти, тканевые салфетки и т.д. Похожий пример – трикотажная фабрика “РОЗА”, имеющая полный цикл. Также потребителям очень известна торговая марка GOLDI – это Ровенский льнокомбинат, который имеет полный цикл трикотажных изделий и шьет текстиль. Также нельзя не упомянуть о текстильной компании "Ярослав" на Киевщине", - отмечает Татьяна Изовит.
Однако складывается ситуация, что украинцы вынуждены покупать одежду из Китая, Бангладеш, Марокко, Вьетнама, Польши, Турции, Египта. Часто он даже дешевле отечественного. А вот модные изделия отправляются на рынки состоятельных стран – его запрещено продавать в Украине. И произведенные в Украине модные вещи зарубежных брендов потом могут вернуться в Украину (хотя это случается редко), но уже стоя в 3-4 раза дороже цен на прилавках европейских или американских магазинов – такая наценка будет в торговых сетях.
В 2023 году предприятиями легкой промышленности уплачено в бюджет 3,7 млрд. грн. Это почти вдвое больше, чем было до полномасштабной войны – тогда было 2 млрд грн. Несмотря на оккупацию и обстрелы, некоторые предприятия легкой промышленности релокируются в более безопасные регионы, закупают новое инновационное оборудование. Это собственные украинские инвестиции, рабочие места и налоги. А вот зарубежные партнеры – бренды одежды – наоборот опасаются за поставки товаров из Украины и уменьшают заказы для украинских предприятий, что заставляет их работать с крайне низкой рентабельностью. Также они не предоставляют специалистов по обслуживанию зарубежных приборов из-за военных действий в Украине.
"Все финансовые кризисы доказывают (даже в 2008 году), что если падение происходило, то в легкой промышленности - падение больше всех. Но она быстрее всех и вариативно поднималась”, - отмечает Татьяна Изовит.
При этом в июне 2024 года по сравнению с июнем 2023 года одежда в Украине, по данным Госстата, подешевела на 5,8%. Обувь подешевела тоже на 5,8%. По сравнению с маем 2024 подешевели на 2,6%. По идее, это было достигнуто ввозом дешевой продукции из-за рубежа. Хотя расходы предприятий легкой промышленности только растут.
“На сегодняшний день все большая негативная динамика относительно неконкурентных условий ведения бизнеса, где отечественный производитель легкой промышленности был бы в приоритете. Что такое конкурентоспособность на внутреннем рынке? Это равные условия налогообложения для всех субъектов ведения хозяйства. Если производитель работает и платит все налоги, то соответственно импортер, завозящий готовую продукцию, не платит большинство этих платежей”, - возмущается председатель правления Укрлегпрома Татьяна Изовит.
Производители одежды в Украине должны платить НДС (20% стоимости товара), налог на прибыль (18%), земельный налог, платить ЕСВ (22% от зарплаты) за своих сотрудников и сотрудниц. А с зарплаты работающих на предприятиях легкой промышленности взимаются еще НДФЛ (18% от зарплаты) и военный сбор (1,5% от зарплаты). Для сравнения: какой-то ФЛП может завезти уже готовую продукцию из-за границы и заплатит всего 5% от прибыли. При этом такая продукция может быть из тех стран, где производство стоит еще дешевле Украины.
А проверить, что именно и в каких объемах завозят ФЛП - невозможно. В таможенных документах завозящие зарубежную продукцию часто существенно снижают ее стоимость (например, джинсы из Китая за 200 грн, которые затем в магазинах будут продаваться за 2000 грн).
В то же время, украинские предприятия должны платить за нити, ткань, оборудование, которые приезжают из-за границы, все таможенные сборы за полную стоимость. И эти проблемы существуют на протяжении всей независимости Украины.
Также отдельные ФЛП могут быть и производителями одежды в Украине. Упрощенная система налогообложения позволяет им побеждать в борьбе с известными предприятиями отрасли. Но налоговая система не позволит им расшириться за пределы одного цеха. Особенно неравенство заметно при проведении тендеров, когда не обремененные высокими налогами ФЛП могут поставлять продукцию значительно дешевле крупных предприятий, оформленных как юридические лица.
Еще две проблемы – нелегальные производства одежды и контрабанда одежды из-за границы. В 2013 году объем отечественного рынка легкой промышленности официально оценивался в 27,5 млрд грн, а теневого рынка – вдвое больше. Тогда же появилось 800 новых производителей одежды, из которых только сотня – юридические лица, другие – ФЛП. Подобные тенденции сохранились и сегодня.
В конце февраля Президентом Украины Владимиром Зеленским был отмечен курс в поддержку отечественного производителя "Сделано в Украине". Над этим активно работает Минэкономики. Однако пока популяризация отечественного производителя недостаточна. И здесь возникает вопрос: как определить, какой производитель одежды является отечественным производителем?
В 2021 году ассоциация "Укрлегпром" с командой предприятий инициировала и разработала порядок предоставления статуса отечественного производителя в легкой промышленности. То есть, если в законодательстве нет определения отечественного производителя, нет единого видения, то нужно формировать соответствующий реестр, чтобы приучать и информировать закупщиков. Как подчеркивает Татьяна Изовит, отечественное производство это не только те, кто зарегистрировал себя по КВЭДам (то есть, может и торговать, и производить, и строить что-то).
“Если ты говоришь, что производишь швейную одежду, соответственно у тебя должно быть: основные средства производства (швейное оборудование, которое производит ту продукцию, что ты указываешь), специалисты, за которые ты официально платишь налоги. Должны быть критерии, единые и четко определенные для всех, чтобы сомнений не было, чтобы заказчики четко знали, кто и что производит. Ключевое – чтобы они здесь (в Украине – ред.) работали и здесь изготовляли продукцию. Наши производители – это базовые производители, которые работают, понимая, разрабатывают нормативные документы, сотрудничают с министерствами и бизнесом для реализации законодательных нормативных актов для того, чтобы более конкурентной была деятельность легкой промышленности, чтобы работали, платили налоги и выстояли во время войны”, - говорит Татьяна Изовит.
По ее словам, с начала полномасштабного вторжения многие предприятия легкой промышленности помогали военным, даже шили бесплатно. А номенклатуру и продукцию, производимую для укомплектования военных, на 90% могли бы поставлять отечественные производители. Но для этого нужна прозрачность проведения тендеров и приоритетность для отечественных предприятий. Все государственные закупки должны быть направлены в поддержку отечественного производителя.
Еще один проблемный вопрос – мобилизация. Хотя в легкой промышленности более 90% работающих людей это женщины, но есть и мужские специальности. Это и кожевники, и водители, и техники. Особая проблема с техниками, ведь они обслуживают уникальное зарубежное оборудование, их долго готовить, а зарубежные компании боятся отправлять оборудование в Украину из-за войны. Соответственно, нужно усовершенствовать систему бронирования, чтобы представители критически важных для легкой промышленности профессий могли дальше работать и не парализовали производство своим отсутствием.
Сотрудничество с зарубежными заказчиками не только помогло выжить отечественной легкой промышленности, но и позволило ему приобщиться к мировым технологиям, а также провести модернизацию производств. Сегодня оснащение украинских фабрик, по мнению экспертов, соответствует европейскому уровню.
Количество отечественных производителей легпрома в 2023-м выросло на 22%. В настоящее время в Украине более 19 700 производителей одежды, обуви, текстильных и кожаных изделий, 72% из которых – ФЛП и только 1% – крупные предприятия. По результатам 2023 года их совокупный доход снизился на 13%, до 47,1 млрд. грн. Наибольшая часть – у производителей одежды – 23 млрд грн.
На сегодня в Европе почти не осталось фабрик, которые шьют для модных брендов, за исключением Украины. В Болгарии и Словакии работать менее рентабельно. Вместо производства одежды по давальческой схеме для известных брендов перенесены в страны Азии и Африки. Впрочем, как отмечает Татьяна Изовит, после пандемии коронавируса COVID-19 в Европе начали задумываться о том, чтобы возвращать туда производства легкой промышленности. В частности она рассказала о фабрике в испанской Барселоне, где производят кожаные изделия для Louis Vuitton за приличную зарплату.
В июле 2024 стало известно, что итальянская прокуратура обвинила субподрядчиков Dior и Armani в Италии нарушение условий труда и устройство незаконных мигрантов. Да, рабочий за сумку Dior получал 57 долларов, а в магазине она стоила 2780 евро. Armani платило подрядчику 93-270 евро за сумку, а продавало сумки по 2 тыс. долларов. Об этом пишет американское The Wall Street Journal. Среди сотрудников таких фабрик в Италии в основном граждане Китая, они работают чуть ли не круглосуточно, едят и спят на фабриках и получали за это по 2-3 евро в час. Впрочем, в Armani возразили, что их компания-производитель GA Operations допускает какие-либо нарушения.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.