За последние семь лет Совет бизнес-омбудсмена получил 1 430 жалоб на результаты налоговых проверок
В Украине проанализировали работу налоговой за последние семь лет. Оказывается, что подавляющее большинство предпринимателей не доверяют налоговой, а доначисление в результате проверок приносит в бюджет около 1% от общих налоговых поступлений. Об этом говорится в исследовании Совета бизнес-омбудсмена, опубликованном 16 апреля.
Налоговые вопросы – самая популярная категория жалоб, поступающих в Совет бизнес-омбудсмена (РБУ). Ежегодно это около 60% общего количества обращений, говорится в отчете Совета, который оказался в распоряжении издания Forbes Ukraine.
"Последний год жалоб стало больше именно по налоговым проверкам, поэтому решили исследовать этот вопрос", - говорит бизнес-омбудсмен Роман Ващук.
До этого лидером среди жалоб была блокировка налоговых накладных, с чем бизнес массово столкнулся в конце 2022 года. Расследование о налоговых проверках команда СБУ готовила почти полгода. Результат – бизнес и профессиональное сообщество воспринимают их как «фискально-карательный инструмент государства».
Традиционно налоговые проверки воспринимаются как один из методов наполнения бюджета путем вывода из «тени» уклоняющегося от налогообложения недобродельного бизнеса. Данные, собранные СБУ, свидетельствуют о том, что ситуация противоположная. Ежегодно более 99% налоговых поступлений обеспечиваются путем добровольной уплаты налогов, только 1% от доначислений налоговой.
За последние семь лет налоговая доначислила предпринимателям штрафов на 346,2 миллиарда гривен, после судебных разбирательств в бюджет попало лишь около 7%, или 24,7 млрд грн. Вопрос не только в действиях налоговой, но и в чрезмерной фискализации процесса со стороны государства. «Мина» закладывается еще на уровне законодательства или их трактовки государственными органами.
Яркий пример –применение штрафов за формальные нарушения, не приводящие к потерям бюджета. СБУ приводит пример, когда разногласия в одной букве адреса склада подакцизных товаров налоговики трактовали как отсутствие регистрации такого склада вообще. Результат – предприятие получило штраф в 1 миллион гривен. Это влияет и на уровень доверия бизнеса к налоговой. Так, только 18,9% опрошенных доверяют центральному аппарату Государственной налоговой службы (ГНС) и 13,3% – региональным налоговым органам.
Для улучшения ситуации в СБУ предлагают ввести консультации, в ходе которых налоговики могут сообщить о наличии фактических ошибок или необходимости корректировки данных. А на уровне государственной политики – главной целью проверок должно стать обеспечение комплаенса, а не наложение штрафа.
Доначисления и штрафы уже почти стали синонимы налоговых проверок. 35,6% опрошенных СБУ утверждают, что за последние семь лет сталкивались с ситуациями, когда налоговый инспектор, не обнаружив нарушений во время проверки, просил самостоятельно на них указать, чтобы произвести доначисление.
Правило по штрафам и доначислениям подтверждает и официальная статистика. В среднем в течение 2017-2021 годов в 74% случаев проверки (за исключением камеральных) завершались составлением актов о нарушениях, а в 2022-2023 годах этот показатель вырос до 85%, говорится в отчете СБУ со ссылкой на данные ГНС.
За последние семь лет РБО получила 1430 жалоб на результаты налоговых проверок. В более чем 80% (1152) СБУ признала отсутствие нарушений со стороны бизнеса. Налоговая согласилась отменить доначисление лишь в чуть более 35% (408 дел). Статистика в судах также в пользу бизнеса, которому удается обжаловать 85% налоговых решений.
Улучшение ситуации в СБУ видят в учете судебной практики, а также отмечают необходимость установить четкие KPI для работы налоговой, которые не будут ориентироваться исключительно на наполнение бюджета. Другое предложение – разработка вместе с Минфином «Декларации принципов справедливого и здравомыслящего правоприменения». Движущей силой налоговиков осуществлять доначисление часто является страх принять решение в пользу бизнеса, поскольку существует мнение, что это может быть расценено как ущерб для государства или содержать коррупционную составляющую, говорится в исследовании СБУ.
Бизнес воспринимает налоговые проверки как дополнительную административную и финансовую нагрузку. Более трети предпринимателей закладывают расходы по сопровождению проверок в бюджет своих компаний. Из них более половины закладывают эти расходы в цену продукта. Доначисление – не единственная проблема, с которой сталкиваются предприниматели после проведения проверки. Еще одно из последствий – отказ в возмещении НДС. В результате судебных разбирательств суммы бюджетного возмещения могут «зависнуть» в бюджете на годы.
Однако в то время как государство сможет компенсировать себе изменение стоимости денег во времени путем пени, зеркальная норма для плательщиков остановлена на период действия форс-мажорных обстоятельств. Также в СБУ предлагают увеличить размер суммы возмещения НДС. Сейчас предприниматель может получить не больше 100 тысяч гривен. Такая сумма была установлена еще в 2010 году и ни разу ее не пересматривали, несмотря на значительную инфляцию.
Около 70 тысяч пользователей уже загрузили мобильное приложение «Моя налоговая» и получают налоговые услуги в смартфоне. С 10 апреля в приложении доступны новые сервисы для ФЛП:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.