Как защититься от незаконной налоговой проверки: советы юристов

Контролирующие органы в два этапа получили право на внесение в план-график проверок части налогоплательщиков и начали активно его реализовывать

Налог, проверки
Не допускать налоговиков к проведению проверки необходимо правильно и обоснованно

В 2024 году налоговики могут проверить данные отчетного 2017 года, что обусловлено приостановленными сроками во время войны и карантина. Поэтому противодействие незаконным действиям контролирующих органов, а именно противоправно назначенным налоговым проверкам — довольно актуальный вопрос среди налогоплательщиков. Что стоит знать и какая защита от незаконных проверок – пишет 8 апреля Юридическая газета.

Подготовка к проверке

В любом случае важным этапом является подготовка к проверке, которая поможет налогоплательщику своевременно исправить отдельные недостатки ведения учета, спрогнозировать риски проведения проверки и заблаговременно обосновать правомерность своих действий, что может быть использовано как при проверке, так и при обжаловании ее результатов.

«На этом этапе важно установить, имеется ли по всем операциям надлежащая документация, такая документация надлежащая для подтверждения факта совершения операции, отсутствуют ли в документации дефекты оформления, правильно ли операции отражены в учете, не имеют ли операции признаков для двойной квалификации (которые по-разному учитываются и имеют разные налоговые последствия), не были ли контрагенты и контрагенты контрагентов по цепи поставок признаны рисковыми и многое другое», - советуют юристы.

Проверяющие пришли. Пускать?

Не допускать налоговиков к проведению проверки необходимо правильно и обоснованно.

«Как известно, согласно п. 81.1 ст. 81 НК Украины должностные лица контролирующего органа вправе приступить к проведению проверки при предъявлении налогоплательщику направления на проведение такой проверки, копии приказа о проведении проверки, служебных удостоверений проверяющих. Если у соответствующих документов есть отдельные недостатки, у налогоплательщика есть законное право не допускать проверяющих к проведению проверки», - напоминают правоведы.

Однако если способом защиты прав и интересов налогоплательщика от незаконной проверки избран недопуск к ее проведению, надеяться только на это не самый оптимальный и перспективный вариант. Поэтому начинать решать вопрос о допуске к проверке, когда налоговики уже стоят на пороге предприятия обычно поздно.

«Отдельное обжалование действий по включению в план-график, учитывая сложившуюся судебную практику, налогоплательщику вряд ли чем-то поможет. В то же время, как аргумент в пользу незаконности проверки и приказа о ее назначении может быть вполне весомым», - отмечают юристы.

Учитывая, что копию приказа о назначении документальной проверки контролирующий орган должен выслать как минимум за 10 дней до ее начала, времени на ознакомление с ним достаточно. Поэтому к моменту непосредственного визита проверяющих у налогоплательщика уже должно быть решение, допустит ли он их к проведению проверки.

Почему это важно? Недопуск к проверке является не только способом реализации права на защиту от безосновательного и необоснованного осуществления налогового контроля, но и основанием для наложения административного ареста на имущество налогоплательщика, чем контролирующие органы уверенно пользуются», - объясняют правоведы.

Административный арест имущества

Если контролирующий орган налагает административный арест на имущество налогоплательщика за недопуск к проверке, он обязан обратиться в суд, который должен в течение 96 часов проверить обоснованность наложенного ареста. Если арест признается обоснованным, он остается, если необоснованным – снимается.

«В то же время относительно недавно наличие «спора о праве» было основанием отказать в открытии производства по рассмотрению вопроса обоснованности ареста или безоговорочным основанием считать арест необоснованным. При этом для создания «спора о праве» было достаточно обжаловать приказ о назначении проверки и представить доказательства такого обжалования в суд, рассматривающий вопрос об обоснованности ареста», – говорят юристы.

По сути, вопрос законности назначения проверки суды прежде всего должны исследовать в процедуре подтверждения обоснованности ареста, а не во время обжалования самого приказа.

Обжаловать ли приказ о назначении проверки?

Вопрос обоснованности административного ареста обжалование приказа будет иметь надлежащий эффект только в том случае, если арест признан обоснованным, поскольку дальнейшее признание приказа противоправным позволит такой арест снять. В то же время налогоплательщиков, которые могут позволить себе осуществлять деятельность с арестованным имуществом в течение срока судебного обжалования приказа о назначении проверки, не так много. Большинство при признании ареста обоснованным допускают налоговиков к проверке, позволяющей снять арест.

«Если же к проверке допустили, то, согласно установившейся практике Верховного Суда, приказ реализован, а его отмена не является эффективным способом защиты прав налогоплательщика. Нарушения, совершенные налоговым органом при назначении проверки, забыты не будут: налогоплательщик может ссылаться на них как основание считать налоговые уведомления-решения противоправными уже во время обжалования последних. Более того, как отмечает Верховный Суд в Постановлении от 21 февраля 2020 года по делу №826/17123/18, суды должны прежде всего рассматривать именно нарушения при назначении проверки, и только в случае, если они не повлекли за собой противоправность налоговых уведомлений-решений, переходить к рассмотрению законности непосредственно налоговых доначислений», - объясняют правоведы.

Учитывая изложенное, можно предположить, что обжалование приказа о назначении проверки не имеет никакого практического смысла: при недопуске с арестом такое обжалование не поможет, а после допуска нарушения при назначении проверки могут являться основанием для отмены уже налоговых уведомлений-решений.

В то же время, если в судебном порядке приказ о назначении проверки будет признан противоправным, налоговая проверка должна быть признана незаконной и отсутствующей правовые последствия, что, очевидно, может помочь с обжалованием налоговых уведомлений-решений.

Обжалование налоговых уведомлений-решений

Последним этапом защиты прав налогоплательщика от незаконной проверки является обжалование принятых в результате проведения налоговых уведомлений-решений, если, конечно, проверка была проведена.

Здесь у каждого налогоплательщика будут свои доводы, аргументированность которых можно повысить, осуществив предпроверочную подготовку, о которой упоминалось на первом этапе.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь. 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube