Акциз на топливо: какие категории потребителей избегут высоких цен в случае его повышения

Читати українською

Сжиженный газ как горючее потребляют 90% коммерческих или частных потребителей, однако время для налоговых каникул прошло

Читати українською
Горючее, акциз
Сегодня больше всего акциза платят покупатели бензина

Сжиженный газ как горючее потребляют 90% коммерческих или частных потребителей, однако время для налоговых каникул прошло

В европейских странах цены на горючее регулируют в зависимости от национальных потребностей. Однако в Украине повышение акцизов должно учитывать и возможности населения, и потребности бюджета. Такую точку зрения высказал директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн в статье для ZN.UA.

По словам Сергея Куюна, в Украине до этого всего нужно стремиться к справедливости в налогообложении, когда не будет пропасти между потребителями разных моторных топлив.

«Сегодня больше всего акциза почему-то платят покупатели бензина — в четыре раза больше потребителей автогаза и в полтора раза больше, чем потребители дизеля», - отметил Куюн.

Он добавил, что новые ставки должны стать результатом поиска баланса между справедливостью, потребностями государства в деньгах и влиянием на экономику.

«Как отправную точку для расчетов возьмем 1,5 млрд грн — именно такая ежемесячная сумма дополнительных поступлений акциза будет попадать в бюджет в случае введения со второго полугодия 2024 года предложенных Минфином акцизов: бензин — 242,6 евро, ДТ — 177,6, автогаз - 55,6 евро/1000 л», - объяснил Куюн.

Далее он дал более подробные объяснения по каждому виду горючего:

  • Дизель: с точки зрения калорийности он близок к бензину, но ДТ преимущественно потребляет коммерческий и промышленный сектор, поэтому повышение цен на него будет больше давить на потребительские цены. Заметим, что акцизы на дизель в странах ЕС в среднем на 30% ниже «бензиновых». В своих расчетах мы остановились на ставке 165 евро.
  • Бензин: горючее с наибольшей налоговой нагрузкой, а значит, имеет наименьший потенциал для увеличения, но для движения вперед рассмотрим вариант поднятия с 213,5 до 225 евро.
  • Сжиженный газ: как и бензин, потребляется на 90% коммерческим или частным автотранспортом. Более 15 лет LPG имела налоговую акцизную льготу, которая сыграла свою роль и вывела Украину в мировые лидеры потребления автогаза на транспорте. На этом «социальном» горючем не ездят разве что «гелики». Это привело к превращению нас в импортера этого продукта, что дополнительно укрепилось после 24 февраля 2022 года. Есть все основания полагать, что процент российского горючего в импортных объемах LPG на сегодняшний день самый большой благодаря преимущественно нашим польским «партнерам», которые являются крупнейшими импортерами российского автогаза в мире. Соответственно, усиленно стимулировать это и дальше совершенно нецелесообразно и вредно. Время для налоговых каникул прошло. Но и прятать этот сегмент нельзя.

Как изменятся цены на заправках Украины при повышении акциза

Правительство одобрило увеличение акциза на горючее. И хотя его еще ожидает рассмотрение в парламенте, уже сейчас известно, как изменятся цены для граждан, ежедневно покупающих на заправках горючее для железных коней.

Согласно правительственному плану, в течение пяти лет акцизы должны вырасти следующим образом:

  • на бензин должен вырасти в 1,7 раза, с 213 до 359 евро/1000 л (и это прибавит к текущим ценам за литр при сегодняшнем курсе евро 7,3 грн);
  • на дизтопливо – в 2,4 раза, с 139 до 330 евро/1000 л (это прибавит к текущим ценам за литр при сегодняшнем курсе евро 9,6 грн);
  • на сжиженный газ акциз предлагается повысить с 52 до 70 евро/1000 л (цена за литр увеличится на 0,9 грн).

Первый этап повышения запланирован уже на вторую половину этого года.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.