Украинский Совет Бизнеса нашел в обновленных процедурах бронирования военнообязанных 10 наиболее критических проблем, требующих срочного решения
Украинский Совет Бизнеса обратился к власти. Бизнес просит увеличить квоту бронирования с текущих 50%, вне квоты бронировать 100% руководителей и особый персонал компаний, распространить бронирование на ФЛП. Сделать продолжение бронирования автоматическим и запретить направление на ВЛК для принятия решения о бронировании, как это действует для украинцев, подающих документы на отсрочку от мобилизации. Подробно об этом пишет Финклуб.
Согласно Порядку проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации на особый период военнообязанные, обратившиеся в ТЦК с заявлением о предоставлении отсрочки, до принятия решения соответствующей комиссией не направляются для прохождения медицинского осмотра для определения пригодности к военной службе. Однако учитывая, что согласно этому же Порядку, лица, подлежащие бронированию, не пишут заявления в соответствующую комиссию о предоставлении отсрочки, и действие на них указанного положения не распространяется.
Поэтому пункт 63 Порядка следует дополнить положением, согласно которому военнообязанные, которые проходят процедуру бронирования, до окончания такой процедуры не направляются для прохождения медицинского осмотра для определения пригодности к военной службе, - рекомендуют в Раде бизнеса.
В настоящее время срок бронирования военнообязанных, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, критически важных для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, не может превышать 12 месяцев. Указанный документ не регламентирует процедуру продления срока бронирования. Такая ситуация приводит к двусмысленной трактовке его положений и сложным бюрократическим процедурам, в результате чего предприятия испытывают контрпродуктивные затраты времени.
«Считаем необходимым дополнить Порядок бронирования военнообязанных механизмом автоматического продления бронирования работников предприятий, учреждений и организаций, которые критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, в случае подачи предприятием соответствующей заявки», - говорится в рекомендациях.
Пока невозможно бронирование ФЛПов и ГИГ-специалистов, а также сотрудников представительств иностранных неправительственных организаций, реализующих гуманитарные проекты за средства иностранных и международных партнеров.
Эта проблема крайне актуальна, и Совет бизнеса считает, что необходимо внести соответствующие изменения в НПА.
В новой редакции Порядка бронирования отсутствует действовавшая ранее норма о возможности бронирования 100% руководителей компаний и их заместителей. В Совете бизнеса считают необходимым вернуть это положение в Порядок бронирования.
“Необходимо также предусмотреть возможность бронирования военнообязанных, работающих на должностях, обязательных на предприятиях, в учреждениях и организациях согласно требованиям законодательства, но такие предприятия не имеют статуса критических. Например, в акционерных обществах – это должностные лица органов управления и контроля – члены наблюдательных советов (в соответствии с законом "Об акционерных обществах"). На предприятиях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с лицензионными условиями или условиями авторизации – ответственные или ключевые лица – аудитор и главный бухгалтер и т.п., отсутствие которых в штате предприятия влечет за собой санкции со стороны государственных органов к аннулированию лицензии и квалифицируется как рисковая деятельность», - отмечают в Раде.
Существующая квота в 50% сдерживает работодателей бронировать работников из-за опасений потери другой половины работающих военнообязанных.
“Бронирование 50% персонала не решает проблему обеспечения бесперебойной работы большинства предприятий. В частности, для компаний, имеющих разветвленную систему филиалов, крайне важно бронирование минимального количества персонала для обеспечения критического количества штатного расписания каждого регионального подразделения. Из Порядка бронирования изъята норма, которая предусматривала возможность предоставления обоснования по увеличению количества забронированных работников», - отмечают в организации и рекомендуют вернуть такую возможность.
Если предприятие было определено как критически важное, то руководителю такой компании необходимо иметь гарантированную отсрочку от призыва и не входить в квоту 50%, поскольку именно руководитель предприятия:
Мобилизация руководителя критически важного предприятия может побуждать иностранных инвесторов к закрытию бизнеса в Украине, что приведет к потере инвестиций.
Порядок бронирования не предусматривает отправки предприятиям решения о бронировании. В Порядке бронирования не указано о процедуре получения решения Министерства экономики о бронировании военнообязанных субъектами, представляющими соответствующие списки.
Поэтому в Раде бизнеса предлагают пункт 12 Порядка бронирования следует дополнить положением о том, что с целью оформления военнообязанных отсрочки Минэкономики направляет решение о бронировании военнообязанных предприятиям, учреждениям и организациям, которыми представлены списки.
ТЦК и СП игнорируют запросы компаний и не вносят данные в Оберіг. Отсутствует какая-либо ответственность по невыполнению сроков зачисления военнообязанного на специальный военный учет со стороны ТЦК и СП. Часто они игнорируют запросы компаний и не вносят соответствующую информацию в Единый электронный реестр призывников, военнообязанных и резервистов Оберег, тем самым делая невозможным процедуру бронирования.
"Поэтому Министерству обороны следует обеспечить внесение такой информации и ввести надлежащий контроль за внесением сведений о зачислении на специальный военный учет и предоставление отсрочки забронированным военнообязанным", - считают в Совете бизнеса.
Существует неопределенность с тем, какой ТЦК и СП должны вносить данные о спецучете. Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации возлагает обязанность оформления отсрочки забронированным военнообязанным работодателем именно в ТЦК и СП, на территории ответственности которого они размещаются. Порядок бронирования возлагает обязанность по зачислению военнообязанных на специальный военный учет уже на ТЦК и СП, в котором военнообязанный состоит на военном учете. Таким образом, после оформления работодателем отсрочки забронированному работнику в ТЦК и СП, на территории ответственности которого они размещаются, возникает необходимость повторно обращаться к ТЦК и СП, в котором военнообязанный состоит на военном учете.
«Предлагаем урегулировать этот вопрос так, чтобы предприниматели не ходили в разные ТЦК, где из них требуют проставления отметок о постановке на специальный учет на подъемниках о бронировании», - отмечают в Раде.
Порядок е-бронирования предусматривает, что формирование сообщения автоматически прекращается или его представление блокируется средствами Портала Дія, если указанные в сообщении сведения: не подтверждаются сведениями Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований; предоставлены не в полном объеме; не согласовываются между собой.
«Поэтому следует дополнить указанный пункт условием, по которому с момента внесения уполномоченным лицом Минэкономики или государственного органа средствами Портала. его формирование автоматически продолжается», – считают в Украинской Раде бизнеса.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.