Эксперты указывают, что на украинском топливном рынке проблема неуплаты налогов стоит остро
В Украине топливный рынок может претерпеть существенные изменения из-за законопроекта №11416, недавно поданного в Верховную раду, еще не принятого даже в первом чтении, но уже вызывавшего беспокойство. Одной из первых забила тревогу народная депутат Нина Южанина, которая утверждала, что, согласно предложенной новой финансовой нагрузке в виде авансового платежа с налога на прибыль АЗС, цены на горючее существенно возрастут, а малые автозаправки в селах и городках и вовсе закрываются. Экспертов топливной отрасли расспросили, чтобы узнать, так ли плохо.
Аналитик Консалтинговой группы А-95 Артем Куюн в комментарии изданию "Телеграф" отмечает, что в настоящее время механизмы, закладываемые в этом законопроекте, несколько сложно понять. На украинском топливном рынке проблема неуплаты налогов стоит остро.
"И если горючее и акциз хотя бы как-то администрируются, то уплата операционных налогов с бизнеса отсутствует. Многие малые АЗС работают официально без прибыли, они не платят налог на прибыль соответственно, а некоторые умудряются работать еще и в убыток. А что это за бизнес, который не дает прибыли? Это все ложь и агрессивная оптимизация налогов", - указал Куюн.
То же самое, по мнению Куюна, происходит за вычетом из заработной платы. Почему на одних АЗС работники по документам получают 6-7 тысяч гривен, а у других - 20 тысяч официальной зарплаты. Никто бы не работал за 7 тысяч, когда на соседней АЗС получают втрое больше. Это зарплата в конвертах. Малые АЗС, как считает аналитик, также "никуда не денутся". У них достаточно доходов, чтобы перекрыть эту финансовую нагрузку. Однако есть другая проблема.
В представленном в ВРУ проекте №11416 предлагается ввести авансовый платеж по налогу на прибыль для АЗС, месячный размер которого составит 4 тысячи гривен на 1 куб. метр резервуаров для горючего, размещенных на такой АЗС. Куюн говорит, что сложно рассчитать, сколько должна будет оплатить та или иная автозаправка.
"Есть, например, на АЗС 20 кубов резервуаров, но используются, например, 10. Как это определить? Это не очень логичный подход, поэтому законопроект нужно дорабатывать", - отмечает эксперт.
Кардинально другое мнение у президента Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонида Косянчука. По его словам, этот законопроект – результат неконкурентной борьбы премиальных брендов. И простое принуждение к подъему цен малых АЗС. Если изменения все же будут приняты, то небольшие автозаправки действительно могут оказаться в затруднительном положении, ведь такие суммы для них будут неподъемными. Отдельно удивляет механизм авансовых платежей, ведь отчитываться нужно за 1 месяц, а платить за 3 месяца. Как можно заплатить за прибыль, которой еще нет? Возможно спрогнозировать, сколько ты продашь горючего за квартал.
"Увидим, в каком виде его (законопроект — ред.) примут", - подытожил Косянчук.
21 июля Южанина сообщила, что в представленном ВРУ проекте №11416 Правительство предлагает ввести авансовый платеж по налогу на прибыль для АЗС, месячный размер которого составит 4 тысячи гривен на 1 куб. метр резервуаров для горючего, размещенных на такой АЗС. На одной АЗС, продающей бензин, дизель и сжиженный газ, объем резервуаров для хранения горючего составляет 60 куб. метров, то есть ежемесячно каждая АЗС должна будет уплатить 240 тысяч гривен (или почти 3 миллиона гривен в год).
"Большие игроки топливного рынка, которые оперируют АЗС в больших населенных пунктах и имеют значительные доходы от продажи горючего, могут и не заметить введение таких авансовых платежей. Но для небольших АЗС, которые в основном обеспечивают горючее население и бизнес В небольших селах и поселках, такие авансы приведут к их закрытию. )", - акцентировала Южанина.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.