Мобилизация в Украине: важнейшие пункты закона для тех, кто за рубежом, и уклонистов

На прошлой неделе вступил в силу новый закон о мобилизации, однако некоторые его пункты нуждаются в тщательном разъяснении, особенно для тех, кто за границей и уклоняется от службы

Мобилизация в Украине
До 17 июня 2024 года будет создан электронный кабинет военнообязанного

В ближайшие месяцы Кабмин обязан разработать порядок проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации. Это может придать гражданам дополнительные обязанности или уточнить действующие. Более подробно о новых мобилизационных правилах рассказал руководитель практики трудоустройства и военного права, юрист Владислав Кепко. "Минфин" 22 апреля публикует ключевые тезисы.

Военный учет и уточнение данных в ТЦК и СП

Призывники, военнообязанные, резервисты обязаны в семидневный срок сообщать органы, где они состоят на военном учете, теперь также об изменении номеров средств связи и адреса электронной почты (в случае ее наличия).

"Вероятно, будут использованы адреса электронной почты, которые граждане систематически подтверждают при актуализации данных в приложении "Дія"; также, не исключено, что для этих целей может быть использован адрес электронной почты, который граждане используют при работе с цифровыми сервисами для пациентов, через которые они получают доступ к медицинским услугам", – предполагает юрист Владислав Кепко.

Гражданам следует уточнить свои учетные данные (в т.ч. номера телефонов и адреса электронной почты (при наличии электронной почты) в ТЦК и СП с 12 августа 2024 года по 11 октября 2024 года.

Будет создан электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста. На это КМУ дается срок до 17 июня 2024 года (включительно). Однако регистрация граждан будет пока добровольной.

Правила выдачи повесток

Электронные повестки на уровне закона не предусмотрены. Однако изменения могут быть введены на уровне актов КМУ или МОУ.

Со временем будет изменена официально утвержденная форма повестки, что позволит ТЦК и СП оформлять повестки так, как они делают это сейчас, без ссылки на распоряжение руководителя ТЦК и СП, что до сих пор предусматривает официально утвержденную повестку.

"Иными словами, кажется, что будет легализовано вручение повесток, выписанных на "коленке" представителями ТЦК и СП. Таким образом, отказываться от получения повестки в связи с этим будет уже нарушением закона со стороны граждан", - заявляет юрист.

Для тех, кто пришел в ТЦК и СП добровольно (без повестки) с целью призыва на службу, будет предоставлено 2 месяца после прохождения ВЛК, чтобы устроить свои дела перед призывом по мобилизации.

При вручении повестки граждане обязаны предъявлять документ, удостоверяющий личность (например, паспорт/ID-карту) не только представителям полиции, но и представителям ТЦК и СП. Также будет обязательным носить с собой и предъявлять по требованию указанных лиц военно-учетный документ (военный билет, временное удостоверение военнообязанного, свидетельство о приписке к призывному участку).

Аналогичные права будут у представителей Государственной пограничной службы Украины (ГПСУ). При выезде за границу нужно будет предъявлять военно-учетный документ (актуальный). К примеру, если работник имеет отсрочку на основании бронирования, но не предъявляет военно-учетный документ по требованию представителя ГПСУ, ему будет отказано в выезде за границу.

Представители полиции, ТЦК и СП, начиная с 17 июля 2024 г. (включительно) будут иметь право проводить фото- и видеофиксацию процесса предъявления и проверки документов с применением технических приборов (например, планшетов, нагрудных камер и т.п.).

В то же время представители ТЦК и СП по требованию гражданина будут обязаны назвать свои ФИО, должность, а также предъявить служебные удостоверения. Если отказываются, гражданин имеет право отказаться от получения повестки.

Когда можно не прибыть по повестке

В законе закрепляются предпосылки, по которым гражданин имеет право не прибыть по повестке:

  1. препятствие стихийного характера;
  2. болезнь гражданина;
  3. военные действия на соответствующей территории и их последствия;
  4. другие обстоятельства, лишившие его возможности лично прибыть в определенный пункт и срок.

Последняя причина сформулирована достаточно широко, что позволит гражданам обосновывать форс-мажорные обстоятельства, которые не позволили лично явиться в ТЦК. То есть будет пространство для отстаивания своих прав в случае применения ТЦК и СП штрафа за неявку по повестке.

Также уважительной причиной неприбытия будет признаваться смерть близкого родственника (родителей, жены (супруга), ребенка, родных брата, сестры, деда, бабушки) гражданина или близкого родственника его супруги (супруга).

В случае присутствия такой причины и неприбытия в ТЦК и СП гражданин будет обязан в кратчайшие сроки, но не позднее 3 суток от определенных в повестке даты и времени прибытия в ТЦК и СП, сообщить о причинах неявки путем непосредственного обращения в ТЦК и СП или любым другим способом с последующим прибытием в ТЦК и СП в срок, не превышающий 7 календарных дней.

Прохождение ВЛК

КМУ обязан в течение 3 месяцев провести проверку обоснованности решений медико-социальных экспертных комиссий по установлению инвалидности гражданам Украины мужского пола в возрасте от 25 до 50 лет, которым в период после 24 февраля 2022 года и до 18 мая 2024-го впервые установлена ​​инвалидность II и III групп (за определенными исключениями). Граждане мужского пола, которые оформляли инвалидность ІІ и ІІІ групп в этот период, могут быть вовлечены в этот процесс.

Правила призыва

КМУ обязан разработать порядок проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации, что может придать гражданам дополнительные обязанности или уточнить действующие.

Из основных до сих пор проблемных на практике эпизодов порядок будет предусматривать:

  • взаимодействие ТЦК и СП и полиции по задержанию лиц, не прибывающих в ТЦК и СП по повесткам;
  • порядок предоставления отсрочок от призыва на военную службу во время мобилизации;
  • организацию медицинского осмотра военнообязанных;
  • процедуру оформления призыва на военную службу во время мобилизации.

Отсрочка

Кабмин разработает порядок, где должна быть закреплена процедура оформления отсрочок. То есть, если, например, гражданину нужно доказать, что отсутствуют невоеннообязанные трудоспособные лица, которые обязаны содержать родителей — лиц с инвалидностью, то в таком порядке КМУ должно быть указано, в частности:

  • какие документы следует подавать в ТЦК и СП;
  • можно ли подавать документы через представителя, а не только лично;
  • каков срок рассмотрения документов и оформления отсрочки;
  • должен ли ТЦК и СП выдать документ, подтверждающий оформление отсрочки,
  • если да — каким должен быть этот документ и т.д.

Относительно оснований для получения отсрочки они изменились. Отсрочку потеряют, в частности, такие лица:

  • многодетные родители, имеющие задолженность по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму платежей за три месяца;
  • чьи жена или муж имеют III группу инвалидности;
  • у кого родители мужа или жены I или II группы инвалидности имеют дочь или сына, которые не являются военнообязанными;
  • студенты, получающие уровень образования, который ниже ранее полученного уровня образования в последовательности, определенной законом. То есть когда бакалавр повторно учится на бакалавриате, или магистр повторно учится на магистратуре, или магистр повторно учится на бакалавриате по другой специальности. Такие лица имеют право доучиться до конца учебного года, после чего являются подлежащими призыву на военную службу во время мобилизации.

Граждане за границей

Граждане, снятые с военного учета в связи с выбытием за пределы Украины на срок свыше 3 месяцев (т.е. речь о тех, кто прошел специальную процедуру выезда за границу и у кого стоит соответствующий штамп в загранпаспорте), обязаны в течение 30 дней со дня вступления в силу постановления КМУ, которое будет определять порядок военного учета таких граждан (на это КМУ дается срок до 17 мая 2024 года), стать на военный учет.

Внедрено ведение военного учета в том числе для граждан, постоянно проживающих за границей. КМУ должен создать соответствующий порядок.

Совершение консульских действий в зарубежных дипломатических учреждениях Украины будет осуществляться только при наличии действительных военно-учетных документов. В случае, если такие документы отсутствуют, консульские действия будут совершаться при их одновременном обновлении.

Указанное не будет распространяться на:

  • оформление удостоверения личности на возвращение в Украину;
  • совершение консульских действий в отношении детей гражданина Украины, второй из родителей которых является иностранцем или лицом без гражданства;
  • совершение действий по заявлениям граждан Украины, находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы за границей;
  • в условиях военного положения оформления за границей паспорта гражданина Украины и паспорта гражданина Украины для выезда за границу гражданам Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет будет осуществляться при наличии военно-учетных документов.

Хотя это и непосредственно не предусмотрено законопроектом, учитывая связь этого положения с другими положениями законопроекта, вероятно, подразумеваются актуальные военно-учетные документы.

Обновление данных можно будет осуществить через официальный электронный адрес или на официальный номер телефона, указанных на официальном сайте ТЦК и СП по месту нахождения на военном учете. Однако, по состоянию на сегодняшний день, нам известно лишь о нескольких сайтах ТЦК и СП, по которым отсутствует информация, являются ли они официальными.

Ответственность гражданина

Определен порядок применения мер воздействия к гражданам, не исполняющим обязанности по мобилизации. Так, предусмотрена следующая последовательность действий:

  1. В случае неисполнения гражданином обязанностей по мобилизации, руководитель ТЦК и СП обращается в органы в системе полиции по осуществлению административного задержания и доставлению такого гражданина в ТЦК и СП.
  2. В случае невозможности осуществления административного задержания и доставки гражданина в ТЦК и СП руководитель ТЦК и СП в течение 5 дней направляет такому гражданину письменное требование о выполнении обязанности; предусмотрена отправка такого требования средствами почтовой связи и не упоминается о отправке через электронный кабинет;
  3. В случае, если гражданин добровольно в течение 10 календарных дней со дня вручения требования не выполнил указанную в ней обязанность (обязанности), ТЦК и СП обращается в суд по поводу ограничения права такого лица на управление ТС.

Ограничения управления ТС могут быть применены только по совокупности требований:

  • Невозможно осуществить административное задержание и доставку лица в ТЦК и СП органами полиции.
  • Лицу было вручено требование ТЦК и СП об исполнении обязанности - то есть оставление требования ТЦК и СП в почтовом ящике или другое ненадлежащее сообщение будет означать невозможность применения ограничительного мероприятия.
  • Управление транспортом не является основным законным источником средств к существованию.
  • Вероятно, на практике подтверждением законности будет наличие договора (трудового или гражданско-правового, если лицо предоставляет услуги как ФЛП), согласно которому лицо использует транспорт для выполнения работ/оказания услуг.
  • Кроме того, остается нерешенным вопрос, что считать основным источником средств к существованию: на практике может сложиться понимание, согласно которому ограничения будут применяться в том числе к работникам, которые, хотя и пользуются корпоративным транспортом, однако такое пользование не является необходимым для выполнения ими  работ/оказания услуг.
  • Лицо не использует транспорт в связи с инвалидностью или пребыванием на его содержании лица с инвалидностью I-II группы или ребенка с инвалидностью.
  • Такое ограничение будет применяться на срок до выполнения или отзыва требования ТЦК и СП об исполнении обязанностей по мобилизации.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube