Растаможка подержанных авто: почему таможенники завышают платежи и как этого избежать

Украинские водители жалуются, что таможенники снова начали существенно завышать платежи за подержанные автомобили

Таможня
Растаможка подержанных авто

Проблема завышения таможенной стоимости авто для украинских водителей не нова. Но в последнее время она заметно обострилась. Почему это происходит, пишет 9 июля Минфин.

«Лишние» тысячи евро

За растаможку транспорта на украинской таможне насчитывают несколько видов налогов и сборов – НДС, пошлина и акциз. Два из них – налог на добавленную стоимость и пошлину – привязаны к оценочной стоимости авто и составляют 20% и 10% соответственно. Размер акцизного сбора зависит от объема двигателя и года выпуска машины. То есть в зависимости от того, как таможенники оценят авто, стоимость оформления может существенно изменяться.

«Разница варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов», — говорит руководитель Института исследований авторынка Станислав Бучацкий.

Проблема завышения таможенной стоимости авто для украинских водителей не нова. Но в последнее время она заметно обострилась. Водители жалуются, что им на ровном месте насчитывают на 500-1000, а то и несколько тысяч евро больше. И выбор невелик — плати, договаривайся или вывози авто обратно в Европу.

Сами водители связывают обострение на границе с повышением планов по сборам, спущенным таможней. Мол, поэтому таможенники «звереют». В Государственной таможенной службе отметили, что оформление транспорта происходит согласно законодательству — оценочная стоимость авто определяется по критериям, прописанным в Таможенном кодексе.

В то же время Бучацкий подтвердил, что растаможка подержанных автомобилей обросла многочисленными схемами. И Таможенный кодекс с прописанными в нем формулами расчета цены авто этому не мешает.

Таможенные формулы

В Таможенном кодексе прописано 6 методов определения таможенной стоимости товара. К машинам обычно применяют два из них. Первый - документальный.

Владелец транспортного средства должен предоставить пакет документов, подтверждающих сумму, за которую авто было приобретено: договор купли-продажи, справку из банка о перечислении средств, экспортно-импортную декларацию, данные по стоимости доставки, страхованию (если оно производилось).

Если пакет документов неполный или у таможенников возникли сомнения в их достоверности, включается дополнительный метод оценки - экспертный.

«Здесь учитываются выводы эксперта о состоянии авто, данные о стоимости аналогичных транспортных средств за границей и в Украине», — пояснил Бучацкий.

Нередко дополнительный метод оценки применяется в том случае, если автоматическая система определяет операцию по растаможиванию транспортного средства как рисковую. Такое может произойти, если внесенная в систему стоимость авто сильно отличается от средних значений аналогичных транспортных средств, имеющихся в базе таможенников.

Отметим, что из-за дополнительного метода оценки в Украине пускают очень много подержанных автомобилей, которые завозят рядовые граждане. Дело в том, что большинство наших водителей покупают авто в Европе за наличные деньги, то есть у них нет подтверждения из банка о перечислении средств. Отчасти причина в том, что украинцы не могут перечислить средства через банк, поскольку у них нет документов, подтверждающих источник их происхождения. Следовательно, у них нет одного из важнейших документов, который необходим для первого метода таможенной оценки. Именно этот факт заставляет таможенников вводить в ход дополнительные формулы.

«Договора купли-продажи недостаточно для подтверждения стоимости авто. Как показывает практика, многие водители занижают суммы в таких договорах. Во многих европейских странах договориться о „нужной“ цене в договоре вполне реально, особенно если покупатель платит наличными. И украинцы этим пользуются. Поэтому подозрительность таможенников здесь вполне обоснована», — говорит Бучацкий.

Но у экспертов есть вопросы к дополнительному методу оценки. Скажем, там применяют данные по стоимости аналогичного автомобиля за границей или в Украине. Но не учитывают, что, например, продавец может дать большую скидку или транспортное средство сильно повреждено. Поэтому подтвердить ценник автовладельцу очень сложно.

Доходная арифметика

Схемы на растаможке обычно начинаются именно на этапе дополнительных методов оценки.

«Практика на нашей таможне вообще сильно отличается от теории. В критерии дополнительной оценки никто особо не углубляется. В таможне есть таблица с самыми ходовыми моделями и ценами на них. И таможенный брокер уже заранее примерно знает, какая цена "проходная" и сколько будет стоить растаможки», - говорит Бучацкий.

Здесь подключается «человеческий фактор»: из-за брокеров, имеющих связи среди таможенников, можно договориться о «правильной цене» и сэкономить на растаможке. Правда, не бесплатно. Многие автолюбители, с которыми общался Минфин, назвали такой прайс: брокеру в этом случае платят до 200 евро, таможеннику — 300 евро. В случае с дорогими автомобильными суммами могут вырасти в два-три раза.

Стоит сказать, что этой услугой пользуются не только водители, которые добиваются честной оценки, но и те, кто хочет растаможить авто по заниженной стоимости.

«Сложился своего рода коррупционный консенсус. Многие водители готовы заплатить 500 евро, чтобы им насчитали растаможку на 1000-1500 евро меньше. А таможенники делают исключения и "не замечают" слишком дешевые авто», — говорит Бучацкий.

По его словам, возникла парадоксальная ситуация — на разных таможнях одно и то же авто могут оценить в разную сумму и начислить платежи за оформление, отличающиеся в несколько раз. Поэтому водители, которым не подошла сумма, выставлена ​​на одной из таможен, просто едут на другую и пытаются договориться о скидках там.

Как заставить таможенников считать честно

По словам Бучацкого, чтобы минимизировать риски неправильной оценки авто, владельцу следует максимально тщательно готовить пакет документов. В частности, следует позаботиться о наличии подтверждения о перечислении средств продавцу авто из банка. Чтобы его получить, необходимо покупать автомобиль по безналичному расчету: если покупка идет за наличные деньги, вы уже рискуете попасть под подозрение таможенников.

Также автовладелец или его представитель должен предоставить договор купли-продажи, документы о снятии авто с учета по месту прежней регистрации, его вывозу, справку о стоимости доставки, страховки.

Если авто имеет значительные повреждения, лучше сразу же заказать экспертную оценку с указанием повреждений и уровня износа деталей, а также приблизительную калькуляцию восстановления.
В качестве аргумента для таможенников можно сохранить ссылку на объявление на профильном иностранном ресурсе, по которому вы купили авто (обычно там публикуется цена, выставленная продавцом).

Но даже наличие всех справок и экспертиз не исключает риска неправильной оценки, особенно если автомобиль действительно куплен «подозрительно дешево». И здесь лучше обратиться к юристам. Но стоит учитывать, что их услуги могут оказаться более дорогими, чем переплата за растаможку авто. Кроме того, пока будут идти разбирательства, машина должна оставаться на специальной площадке, парковка на которой стоит от 200 до 600 гривен в сутки.

Что изменит растаможка через «Дія»

О «человеческом» факторе в деле растаможивания авто хорошо известно украинским властям. Чтобы его убрать, оформление машин хотят перенести в "Дія". В Раде зарегистрирован законопроект №10380, который прописывает таможенную очистку по новым правилам.

Как заявил глава Минцифры Михаил Федоров, главная задача новой услуги – оказаться от «ручного» оформления и автоматизировать определение таможенной стоимости авто. Федоров уверен, что это убьет коррупцию и сделает растаможку прозрачной и удобной, сама процедура будет занимать не более часа и будет стоить дешевле, благодаря отказу от услуг таможенных брокеров.

Участники рынка настроены не столь оптимистично. Как говорит глава Autoconsulting Олег Омельницкий, все зависит от того, как выпишут окончательную редакцию проекта. Ведь «Действие» тоже может считать неправильно — все зависит от того, какому алгоритму его научат.

Например, в нынешней версии проекта не предусмотрен отдельный алгоритм растаможки для авто после ДТП. То есть система может оценить его в такую ​​сумму, как и авто без повреждений.

«Непонятно также, оставят ли альтернативу растаможивать авто через „Дія“ или так, как сейчас — через брокеров и таможню. В этом случае водители будут просто искать варианты — посмотрят, сколько им насчитают „Дія“ и брокер, и выберут, где выгоднее. В этом случае коррупционные схемы, когда за определенную сумму можно будет выторговать скидку, вероятнее всего, останутся», — подытожил Бучацкий.

Ранее Информатор писал, что СБУ ликвидировала масштабную коррупционную схему в Государственной таможенной службе, в ходе следственных действий состоялось 28 обысков. Задержан директор Департамента ведомственной безопасности и контроля Гостаможслужбы, а также его заместитель. Они регулярно требовали взятки с руководителей региональных таможен.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube