Связь и интернет в Украине под угрозой: в Киевстар и Водафон назвали сценарии развития событий

Работа мобильной сети существенно зависит также от увеличения нагрузки, которая наблюдается каждый раз во время отключений, ведь абоненты часто переходят с отключенного Wi-Fi на мобильный интернет

Операторы
Работа операторов Киевстар, Водафон и Лайфселл в условиях отключения света в Украине

В Украине во время отключения электроэнергии пользователи мобильной связи и интернета уже почувствовали ухудшение качества и отсутствие этих услуг. Абоненты оставляют жалобы на страницах операторов в социальных сетях, в которых рассказывают о том, что уже через несколько минут после отключения света значительно ухудшается качество мобильной связи и интернета или эти услуги вообще становятся недоступными. В Киевстаре и Водафоне дали несколько советов, как спасаться в условиях перебоев энергоснабжения.

Об этом идет речь в материале TSN.ua. Например, на странице оператора Киевстар появились комментарии, где корреспонденты жалуются на качество услуг.

"После отключения электроснабжения ближайшая базовая станция обесточена, и телефон переходит в режим роуминга. То есть вашего мобильного оператора заменяет другой, но предоставляет услуги не 4G, a 2G. Или ваш оператор уменьшает мощность, сидя на батареях", – жалуется Дарья.

На странице мобильного оператора Водафон один из корреспондентов упрекнул, что услуги, по его мнению, предоставляются не на должном уровне. Сеть едва тянет даже звонки и сообщения, как только в районе гаснет свет и сразу исчезает мобильный интернет. Похожие сообщения появились и на страницах других операторов. Абоненты в целом жалуются на неподготовленность операторов к отключениям света и низкое качество мобильной связи и интернета во время блэкаутов. Обсуждают ситуацию не только на страницах операторов, но и в соцсетях.

"При отключении света через минут 10 прекращает работать мобильный интернет от Водафона, Лайфселл выключается тоже", - пишет киевлянка, которая пользуется услугами нескольких операторов.

Представители мобильных операторов в комментарии журналистам не исключают проблем. Они рассказали о возможных сценарях предоставления услуг связи.

"Отключение электроэнергии напрямую влияет на работу телеком-сетей, поскольку оборудование мобильной и фиксированной связи требует стабильного энергоснабжения. Киевстар использует все технические возможности, чтобы максимально обеспечивать потребности абонентов в услугах даже во время блэкаутов. В частности, начиная с 2022 года, Киевстар принимает меры по модернизации источников автономного питания и устанавливает на базовых станциях новые аккумуляторы, которые могут работать до 6 часов без подзарядки", - сообщила представитель мобильного оператора Киевстар Ирина Леличенко.

В настоящее время установлено 113 тысяч таких аккумуляторов. Дополнительно идет работа по обеспечению питанием от генераторов критически важных объектов, определенных СНБО. Всего генераторов в компании уже 2,3 тысячи – это почти в четыре раза больше, чем к 2022 году. По данным Киевстара, для работы генераторов за время полномасштабного вторжения компания уже использовала более 1 миллиарда литров дизтоплива и около полумиллиарда литров бензина.

"Для того чтобы во время блэкаутов были доступны услуги фиксированного интернета, Киевстар оборудовал домовые коммутаторы источниками бесперебойного питания. Такие системы установлены в 90 тысячах многоквартирных домов в Украине, где проживает более 60% наших пользователей "Домашнего Интернета", - говорят в компании мобильный оператор.

Киевстар продолжает подготовку к зиме 2024-2025 годов и осуществляет дополнительные закупки аккумуляторов и увеличивает количество генераторов. Для обеспечения энергонезависимости сети за последние два года компания израсходовала более 1 миллиарда гривен. Компания готова к блэкаутам, однако в случае, если отключения электроэнергии будут масштабными и долговременными, будет вынуждена устанавливать приоритеты в обеспечении базовых станций автономным питанием, поскольку из-за технических ограничений 100% обеспечение базовых станций генераторами невозможно». В Киевстаре отмечают, что надеются как на экономное отношение граждан к пользованию электроэнергией, так и на взвешенный подход со стороны местных администраций к обеспечению услуг связи в случае введения графиков отключений.

Представители Водафона также не исключают сложностей из-за перебоев с электроэнергией. Учитывая нестабильные графики и массовые отключения, действительно сложно предположить, насколько существенно повлияет отсутствие питания на работу мобильной сети. По словам спикера мобильного оператора Виктории Павловской, Водафон принимает все возможные меры, чтобы обеспечить бесперебойную работу сети и стабильное предоставление услуг связи.

"Инвестиции Водафон в сеть, сравнивая с прошлогодними, увеличились на 40%. За прошедшие два года непосредственно в энергонезависимость компания инвестировала около 160 миллионов гривен. Учитывая усиленную активность по подготовке сети и если такая же ситуация в энергетике повторится (веерные отключения до 4 часов с перерывами в 6 часов), должны оставаться в пределах 85-90% среднесуточной доступности сети", - говорит Павловская.

По данным этого мобильного оператора сегодня уровень доступности сети по сравнению с 2022 годом удалось значительно повысить. Закупленные новые литий-ионные аккумуляторные батареи повышенной емкости, более приспособленные к тяжелым условиям эксплуатации, имеют повышенную емкость, менее чувствительны к частым отключениям электроэнергии, а также имеют в 2,5-3 раза более высокую скорость зарядки по сравнению с ранее используемыми батареями. В то же время, по данным Vodafone, компания почти вчетверо увеличила количество базовых станций, которые будут работать на дизельных генераторах.

"Очевидно, что обеспечить все площадки ДГУ невозможно – в Сумской области их сотни. Даже при наличии достаточного количества генераторов ни один оператор не сможет собственными силами одновременно доставить ДГУ в каждую площадку и вовремя заправлять. Кроме того, многие объекты связи расположены на крышах, куда доставить и установить генератор невозможно", – констатируют в Водафоне.

Водафон также активно привлекает партнеров для совместного использования стационарных ДГУ. Это кропотливая точечная работа, которая позволяет увеличить карту покрытия в случае отключений и улучшить доступность сервисов.

"И у нас есть отличный опыт сотрудничества как с местными органами власти, так и с локальными бизнесами: представителями агропредприятий и фермеров, местных общин и военных, которые приобщаются к поддержанию электропитанием базовых станций мобильной связи от собственных ДГУ, оказывают помощь в сопровождении и надзоре за нашими ДГУ, что значительно расширяет возможности оперативно реагировать и обеспечивать работоспособность сети и оказывать услуги", - добавили в Водафон.

Компания Водафон открыта для дальнейшего сотрудничества – если у вас есть дизель-генераторная установка мощностью от 2 до 5 кВт, мощностями которой вы готовы поделиться, чтобы обеспечить связь для своего предприятия и других абонентов в радиусе действия базовой станции, компания будет благодарна за сообщение Об этом по адресу no_blackout@vodafone.ua – эксперты Vodafone будут рады обсудить детали возможного сотрудничества. Работа мобильной сети существенно зависит также от увеличения нагрузки, которая наблюдается каждый раз при отключении, ведь абоненты часто переходят с отключенного Wi-Fi на мобильный интернет».

"Если провайдер фиксированного интернета работает на современных технологиях, абоненты могут пользоваться домашним интернетом даже во время длительных отключений света.. Так, например, 22 марта, когда в результате воздушной атаки врага Харьков был обесточен, Vodafone Gigabit Net благодаря возможностям современной технологии GPON продолжал работать в полном объеме, а сотрудники фиксированного провайдера компании Vega (входит в группу Vodafone Украина) организовали в Харькове несколько пунктов несокрушимости. жителей, где можно было подключиться к сети с помощью бесплатного Wi-Fi и подзарядить гаджеты", - отметили в Водафоне.

Как оказалось, не все фиксированные провайдеры обеспечивают такой уровень энергонезависимости. Поэтому с отключением света граждане массово переходят с домашнего интернета на мобильный. Сеть испытывает лавинообразный рост нагрузки, что приводит как к снижению скорости у каждого потребителя, так и к более быстрому разряду аккумуляторных батарей базовой станции с их последующим отключением. Опыт проверен – даже если 80% базовых станций в эфире, при отключении электроэнергии эти базовые уже становятся перегруженными. И абоненты чувствуют это как ухудшение привычного качества связи, ведь продолжать, например, смотреть видео – так, как все привыкли – не получается.

Как улучшить качество интернета самостоятельно

На этот вопрос в Водафон отвечают так: "Итак, мы советуем проверить, предоставляет ли ваш фиксированный интернет-провайдер фиксированный доступ к интернету даже во время отключения света. Водафон предоставляет доступ к фиксированному интернету Vodafone Gigabit Net по технологии GPON. Такие сети в компании полностью снабжены аккумуляторными батареями, которые могут держать питание до 24 часов. Для обеспечения бесперебойной работы интернет-сервисов до 72 часов и более имеются готовые сценарии подключения генераторов.

Также в Водафон отмечают, что компания со своей стороны делает все возможное, чтобы и мобильная связь продолжала работать во время отключения электроэнергии как можно дольше. Клиенты также могут помочь улучшить ситуацию при обесточивании, умеренно пользуясь мобильным интернетом. К примеру, стоит отключать автозагрузку медиа в мессенджерах, не использовать видеохостинги, такие как YouTube, Netflix. Кстати, подписка YouTube позволяет загрузить нужное видео заранее и просматривать его позже в автономном режиме. Также стоит воздержаться от пользования сервисами с тяжелым контентом, которые генерируют увеличенный трафик, например TikTok.

"Ответственное пользование может спасти чью-то жизнь. Возможно, если вы откажетесь от просмотра тиктоков во время блэкаута, ваши соседи смогут вызвать скорую в случае критической ситуации. Если просмотр критически необходим, стоит установить более низкое качество видео", – советуют у мобильного оператора"

А еще добавляют, что в 2022 году операторы в рекордные сроки в условиях войны реализовали возможность пользоваться национальным роумингом. Это без дополнительной оплаты позволяет оставаться на связи, когда сеть вашего оператора в определенном месте в определенное время не работает. Для использования этой услуги необходимо включить автоматический выбор сети в настройках телефона. Есть нюанс – в национальном роуминге не работает 4G, чтобы не перегружать активную сеть, в которую добавляются еще и абоненты других операторов. Поэтому при первой возможности пробуйте подключиться к "родной" сети. Для этого необходимо снова включить автоматический выбор сети или попытаться подключиться к сети в ручном режиме.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube