Угроза коллапса. Украина проигрывает пенсионерам суды на миллиарды гривен, но заплатят все

В последние годы государство столкнулось со шквалом исков от пенсионеров, которые добиваются назначения доплат

Пенсионная система
Суды против пенсионной системы Украины не прекращаются, долги государства по проигранным в судах делам перед пенсионерами превышают 67 миллиардов гривен

В Украине пенсионная система находится в шаге от краха. Главной причиной является волна судебных решений. Это грозит хаосом в правилах выхода на пенсию и утратой государством контроля над ситуацией.

Как говорится в материале Экономической правды, решения судов открывают "ящик Пандоры": расходы государства на выплаты отдельным категориям лиц растут, как на дрожжах, а возможности профинансировать хотя бы какие-то выплаты остальным пенсионерам уменьшаются. Это происходит в условиях острого дефицита бюджета, когда каждая гривна направляется на оборону.

По данным Министерства социальной политики, долги государства по проигранным в судах делам перед пенсионерами превышают 67 миллиардов гривен. Некоторые не ждут, когда у Правительства появятся деньги и судится о взыскании задолженности в международных судах, что может усложнить процесс вступления Украины в ЕС. Решения Конституционного Суда об отмене верхнего предела пенсионных выплат стоят миллиарды гривен в год. Часто такие решения провоцируют волну исков о перерасчете выплат, формируя рынок юридических услуг по пенсионным делам. В марте 2024 года Конституционный Суд принял очередное решение, встав на сторону пенсионеров из зон повышенного радиоактивного загрязнения.

Как от решений судей страдают рядовые пенсионеры?

В начале 2024 года средняя пенсия в Украине составила 5385 гривен в месяц или около 140 долларов. Это на 1 714 гривен меньше уровня минимальной зарплаты для людей трудоспособного возраста, к тому же часто именно у пожилых людей гораздо больше потребностей в медикаментах и ​​лечении.

Ситуация с пенсионным обеспечением выглядит еще более угрожающе, если учесть, что размер выплат двух третей пенсионеров не дотягивает до 5 тысяч гривен. Хотя государство едва может профинансировать даже такие мизерные выплаты, в Украине нашлась "каста" спецпенсионеров, размеры начислений которым могут превышать среднюю пенсию в десятки раз.

Наличие категорий граждан, имеющих особые условия выхода на пенсию, в целом соответствует мировой практике. Однако в Украине количество таких граждан непропорционально больше возможностей содержать такую ​​систему. По данным Минсоцполитики, льготные пенсии получает каждый пятый пенсионер. В Польше таковых только 6%, что и так считается рекордно высоким показателем среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Нормативно-правовые акты расчета выплат для льготных пенсионеров гораздо выгоднее, чем для остальных граждан. Например, размер пенсий бывших правоохранителей и военнослужащих привязан к сумме денежного довольствия лиц, занимающих аналогичные должности и служащих сейчас. Для других украинцев он зависит от размера их официальной зарплаты в течение трудовой деятельности. Несмотря на это, часть льготников обжаловала в судах ограничение, которое государство установило для максимального размера пенсии – десять прожиточных минимумов для лиц, потерявших трудоспособность, или 23,61 тысячи гривен в 2024 году. Это ограничение было введено, чтобы сбалансировать пенсионную систему и максимально эффективно распорядиться крайне ограниченным финансовым ресурсом.

Первыми добились признания такого ограничения неконституционным судьи. Как следствие, средний размер пожизненного денежного содержания (аналог пенсии) для более 3,7 тысяч бывших служителей Фемиды превышает 100 тысяч гривен в месяц. В октябре 2022 года Конституционный Суд отменил это ограничение и для бывших "силовиков" и военнослужащих. С тех пор 48,8 тысячи человек успели получить суммы, размер которых превышает десять прожиточных минимумов. По данным источников, размер выплат отдельных "силовых" пенсионеров превышает 80 тысяч гривен в месяц.

В марте 2024 года Конституционный Суд отменил ограничение максимального размера пенсий для "чернобыльцев". По подсчетам Правительства, это решение обойдется бюджету в 6 миллиардов гривен дополнительных расходов только в 2024 году. Конституционный Суд уже не в первый раз становится на сторону "чернобыльцев". В 2018 году он принял решение, спровоцировавшее шквал судебных исков против государства.

Чернобыльская коллизия

Граждане, живущие на загрязненных после аварии на ЧАЭС территориях, стали выгодоприобретателями крупной законодательной и бюрократической коллизии. Только в 2024 году эта коллизия обойдется государству в 15,5 миллиарда гривен. В 1991 году Верховная рада приняла Закон "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы". В статье 39 документа была норма о доплатах для лиц, работающих на загрязненных территориях, и для неработающих пенсионеров и студентов. Размер доплат составлял от одной до трех минимальных зарплат в зависимости от зоны загрязнения. С этого времени упомянутую статью меняли восемь раз. В частности, в 2008 году из Закона убрали пенсионеров в качестве получателей таких доплат, но оставили людей, работающих в зоне загрязнения. Размер доплат должен был устанавливать Кабмин.

В 2014 году Верховная рада отменила 39 статью Закона, но в 2016 году доплаты лицам, работающим на загрязненных территориях, вернули. В 2018 году Конституционный Суд признал неконституционным закон от 2014 года, отменяющий доплаты. Однако поскольку парламент их уже вернул, это решение осталось почти незамеченным депутатами и чиновниками. До тех пор, пока административные суды не приняли решение о назначении доплат пенсионерам в размере двух-трех минимальных зарплат в месяц, ссылаясь на решение Конституционного Суда.

Суды низших инстанций принимают решение, руководствуясь редакцией Закона от 1990-х годов, ведь в текущей редакции не содержится никакого упоминания о доплатах пенсионерам в размерах, привязанных к минимальной зарплате. В последние годы государство столкнулось со шквалом исков от пенсионеров, добивавшихся назначения доплат. Суды назначали их исходя из минимальной зарплаты, некоторые – привязываясь к прожиточному минимуму. Как бы то ни было, общие расходы на выполнение таких решений достигли десятков миллиардов гривен в год.

Информация о возможности отсудить у государства щедрые надбавки к пенсии быстро распространилась среди украинцев, из-за чего количество таких дел росло в геометрической прогрессии.Если в начале 2022 года получателей "чернобыльских" доплат было около 10 тысяч, весной 2024 года - 133 тысяч.

Собеседники издания в Правительстве намекают, что часто граждане злоупотребляют, пытаясь добыть в борьбе различные доплаты и льготы. Например, в Украине появляются новые ликвидаторы аварии на ЧАЭС – спустя почти 40 лет после катастрофы. В конце концов, Кабмин решил отреагировать на волну решений судов по доплате "чернобыльцам" радикальным, хотя и не совсем традиционным способом.

В законе о госбюджете на 2024 год там придумали специальный размер минимальной зарплаты, которая должна использоваться для исчисления выплат по решениям суда: 1600 гривен. Как следствие, во всех новых исках чернобыльцев против государства суды принимают решение с применением этого показателя. В решениях до 2024 размер надбавок частично пересчитали, но не во всех случаях.

Помощь адвокатов

"Повысим вам пенсию", "Увеличение, перерасчет пенсии" и другие подобные объявления давно заполонили рекламные площади в общественном транспорте. В этом нет ничего удивительного, ведь именно так работают законы рынка. Из-за роста спроса на адвокатов, работающих с пенсионными делами, в стране начали появляться юридические фирмы, специализирующиеся на этих вопросах.

Особенность этих компаний – наличие массивных аналитических отделов. Они рассчитывают пенсионные выплаты, ориентируясь в запутанном пенсионном законодательстве и отталкиваясь от многочисленных решений Конституционного Суда.

Пенсионные юристы работают не только с льготниками – "чернобыльцами" или бывшими "силовиками". Часто к ним обращаются граждане, не имеющие права на специальную пенсию, но которым неправильно рассчитали размер выплат.

"Причины могут быть разные. Например, Пенсионный фонд может не засчитывать стаж из трудовой книжки, потому что там имя человека указано как Наталия, а в паспорте – Наталья. Или в записи о принятии на работу пропущен символ "№", - пояснила адвокат. Елена Воронкова.

Пенсионеры – не наиболее платежеспособные клиенты, поэтому юридические фирмы предлагают им возможности расчета за услуги в рассрочку или уплаты минимального первоначального взноса перед судебным процессом и остальной суммы – после пересчета государством размера пенсии по решению суда. Доступность услуг юристов и "сарафанное радио" приводят к тому, что государство не всегда может отбиться от судебных исков. Некоторые дела государство проигрывает из-за нехватки средств у Пенсионного фонда на уплату судебных сборов.

Последствия

Решения судов по пенсионным делам имеют несколько последствий. Первое – мгновенный перерасчет размера пенсионных выплат человеку. Хотя это хорошая новость для конкретного истца, однако плохая для остальных участников пенсионной системы. Пенсии и надбавки выплачиваются из "общего котла", поэтому возможности Пенсионного фонда профинансировать выплаты остальным пенсионерам сокращаются.

В условиях ограниченного бюджета Пенсионный фонд назначает новые пенсии очень осторожно. Часто людям не учитывают стаж или неправильно рассчитывают выплаты. Это провоцирует новые иски и еще более ограничивает возможности государства.

Второе последствие – обязательство перечислить пенсионные выплаты за предыдущие периоды (как правило – за последние несколько лет). Средств на это нет, поэтому такие решения судов увеличивают задолженность государства перед пенсионерами.

По данным заместителя министра социальной политики Дарьи Марчак, этот долг превысил 67 миллиардов гривен. Большую часть суммы сформировали решения судов о доплатах "чернобыльцам" и перерасчете пенсий бывшим "силовикам" и военным. На погашение долгов по решениям судов государство ежегодно выделяет всего несколько сотен миллионов гривен, хотя сумма задолженности может расти на миллиарды гривен в год. Многие пенсионеры, разочаровавшись в украинской судебной системе, ищут справедливость в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

Обычно ЕСПЧ принимает решение в пользу пенсионеров. Однако средств на их исполнение в бюджете страны нет. Следовательно, у государства растет задолженность уже по решениям международных судов, которая перерастает в системную проблему. К примеру, ЕСПЧ объединил 12 тысяч исков в рамках одного дела "Бурмич и другие против Украины". Пока это дело находится на контроле Кабинета министров Совета Европы. Собеседники издания в правительстве отмечают, что в дальнейшем такая задолженность может стать препятствием для вступления Украины в Евросоюз.

Ситуация с проигрышами государством судов против пенсионеров набирает обороты. В марте высшие судебные инстанции приняли еще несколько угрожающих решений, которые могут существенно увеличить расходы и разбалансировать пенсионную систему.

5 марта Верховный Суд разрешил судам низших инстанций не соблюдать нормы законов об единовременных доплатах денежной помощи жертвам нацистских преследований и ряде других категорий пенсионеров. По данным Минсоцполитики, это может увеличить расходы на такие выплаты в 2024 году почти на 18 миллиардов гривен.

24 марта Верховный Суд обратился к Конституционному Суду по поводу конституционности постепенного повышения требований к стажу для некоторых категорий пенсионеров. Соответствующую реформу государство ввело в 2017 году.

"В Украине соотношение работников, уплачивающих взносы в солидарную пенсионную систему, и пенсионеров составляет один к одному. В результате войны этот показатель ухудшается. Любые решения, следствием которых будет более ранний выход на пенсию, будут ухудшать это соотношение. Как следствие, будет уменьшаться способность финансировать достаточный уровень пенсий", – считает Марчак.

Решение судов в пользу пенсионеров – логическое последствие многолетней популистской политики. Как оказалось,пообещать льготные пенсии или разные надбавки гораздо проще, чем отменить их из-за невозможности государства выполнять взятые на себя обязательства. Проблема в том, что этот урок Украине приходится учить в условиях, когда от каждой бюджетной гривны зависит выживание государства.

Выход на пенсию в 2025 году – как изменятся требования для назначения выплат

К 2028 году в Украине растут требования к страховому стажу при выходе на пенсию. Каждый год они повышаются на год. Так что если в 2025 году, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, требуется 32 года стажа. Как будут изменяться требования для 63 лет:

  • в 2024 году – от 21 до 31 года,
  • в 2025 году – от 22 до 32 лет,
  • в 2026 году – от 23 до 33 лет,
  • в 2027 году – от 24 до 34 лет,
  • в 2028 году – от 25 до 35 лет.

Как будет расти стаж для выхода на пенсию в 60 лет:

  • в 2025 году – не менее 32 лет,
  • в 2026 году – не менее 33 лет,
  • в 2027 году – не менее 34 лет,
  • в 2028 году – не менее 35 лет.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube