Украинские инженеры создали чип, продлевающий службу дронов: подробности

Читати українською

Инженеры ОО «Всеукраинская Федерация поддержки и развития БПЛА» создали чип «Телепорт», позволяющий эффективнее использовать дроны Mavic в условиях фронта

Читати українською
Оружие, БПЛА
Цель разработчиков - возвращать дроны, испытавшие влияние враждебных РЭБ

Инженеры ОО «Всеукраинская Федерация поддержки и развития БПЛА» создали чип «Телепорт», позволяющий эффективнее использовать дроны Mavic в условиях фронта

В настоящее время чип, продлевающий службу дронов, производят несколько украинских производителей. Самое главное, по мнению разработчиков – это встроенная архитектура безопасности. Об этом 14 февраля написал dev.ua, ссылаясь на информацию главы ОО "Всеукраинская Федерация поддержки и развития БПЛА" Дмитрия Гнапа.

Что такое «Телепорт»

По способу действия, рассказал Дмитрий Гнап, чип больше похож на уже известный пилотам чип «канадка», который ставится между модулем GPS и материнской платой дрона, подменяя реальные координаты на смещенные.

«Главные „фишки“ — это антиспуфинг, безопасность пилота, анонимизация и невозможность использования врагом. А также онлайн-обновление, позволяющее получить новейший функционал на уже установленном в дрон чипе», — говорит он.

Телепорт, по словам Дмитрия, — это более современная технология, которая благодаря продвинутым алгоритмам антиспуфинга дает возможность пилотам летать с включенным gps модулем. Таким образом, в отличие от других технологий – дрон летает более стабильно, это позволяет лучше выполнять боевые задачи.

Еще одна важная функция чипа, анонимизация или смещение реальных координат в выбранную страну телепортации. Эта функция также позволяет поднять уровень сигнала передатчика дрона, что улучшает связь на дальних дистанциях.
И самое главное, по мнению разработчиков, — это встроенная архитектура безопасности.

"В отличие от других чипов, только пилот может контролировать способ телепортации, изменять вектор телепортации, и никто, ни инсталлятор и даже производитель чипа не имеет доступа к этим настройкам", - говорит Гнап.

«Телепорт» — это безопасность

"Трофейные" дроны, которые захватывает враг, могут прилететь к нам и нанести вред, говорит Гнап.

Так и бывает с „канадкой“, „монголкой“ и другими устаревшими технологиями. Но благодаря встроенным алгоритмам активации чипа „Телепорт“, враг не может ни устанавливать чип, ни воспользоваться „трофейными“ дронами с установленными чипами. Именно это позволяет свободно распространять и устанавливать чипы "Телепорт", в отличие от других. Также, чипы "Телепорт" очень просто инсталлируются, для этого даже не нужны специальные навыки", - объясняет он.

Гнап отмечает, что сейчас в чип встроена технология онлайн-обновления, поэтому если военные замечают новый способ воздействия на дроны враждебными техническими средствами — программисты обновляют алгоритмы противодействия — и уже через считанные часы все пилоты могут подключить чип к интернету и обновить на последнюю версию..

«Телепорт» уже на нуле

В настоящее время чип производят несколько производителей. Цена чипа колеблется в зависимости от цены на валюту и комплектующие, и в настоящее время чип стоит около 2500 грн.

«Но испытания военными на нуле, на сложных направлениях, показывает, что Mavic без Телепорта — на один вылет», а благодаря чипу дроны летают недели и даже месяцы. То есть стоимость вылета уменьшается с $1500–3000, то $200–300. Соответственно, если взять 100 маков на $300 000 без чипа, они совершат 100–200 вылетов, а с чипом такое количество может сделать 10–15 маков за $30 000–50 000, еще и повышая безопасность наших пилотов», — объясняют разработчики.

Чип уже работает на победу.

«Его разработали благодаря тесному сотрудничеству с военными. Начиная с июля 2023 года уже тысячи дронов с чипом "Телепорт" наносят ущерб врагу. Установить чип можно либо у военных мастеров, либо в гражданских мастерских, например „Dronix“ во Львове или „Dronecenter“ в разных городах Украины. Конечно, можно установить чип самому. Поможем, научим», — говорит Гнап.

Цель разработчиков — возвращать дроны, испытавшие влияние враждебных РЭБ, и потерявших связь с пилотом.

«Для этого мы экспериментируем с несколькими инерционными системами, чтобы научить чип ориентироваться в пространстве при полной потере навигации GNSS. Если бы государство поддержало разработку, на крупных партиях можно было бы существенно снизить цену производства», – рассказал Игнат.

В нашем интервью с Алексеем Гончаренко мы выяснили, какие правки ждать в предложенном законопроекте о мобилизации. Мы не обходили тему борьбы с «уклонистами» и узнали, почему агрессивный подход не всегда лучший в этой сфере. Подробные ответы от народного депутата уже скоро!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.