Процесс растаможивания через Дія нужно будет проходить на границе, но он должен занять не более часа
У граждан Украины появится возможность растамаживать авто через Дія. Профильный законопроект № 10380 уже в ближайшее время будет рассмотрен в сессионном зале ВРУ. На первый взгляд, оформление машин через приложение должно значительно облегчить жизнь автовладельцам, потому что убирает едва ли не главную проблему — общение с таможенниками, которое на практике часто заканчивается дополнительными расходами: и официальными, и как “благодарность”. Но в реале новые правила могут сделать растаможку еще дороже.
Как говорится в материале Минфина, в Дія уже успели презентовать новую услугу. Она станет одной из первых цифровых в таможенной сфере и покажет, насколько быстрой и прозрачной может быть украинская таможня.
Министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров пояснил, что главная задача новой услуги убрать из процесса таможенников, автоматизировав определение таможенной стоимости автомобиля. Он убежден, что это убьет коррупцию и сделает растаможку прозрачной и удобной, сама процедура будет занимать не более часа и будет стоить дешевле, благодаря отказу от услуги таможенных брокеров.
Для тех, кто хотя бы раз прошел непростой путь растаможки авто, обещания Федорова дорогого стоят. Как сейчас проходит растаможка? Автомобиль «красным» коридором заезжает на таможню, где владелец подает документы на транспортное средство (договор купли-продажи, техпаспорт, личные данные и прочее). На основе этих документов таможенники должны сформировать счета на оплату растаможки в Украине. Чтобы ускорить этот процесс, многие водители еще по дороге к границе передают копии документов таможенным брокерам, чтобы те уже начинали готовить оформление и «прикинули» стоимость растаможки.
"За таможенными брокерами уже закрепился статус посредников между водителями и таможней. У них есть таможенная сетка, из которой примерно понятно, сколько нужно платить за растаможку. Конечно, сумма приблизительна. Но брокер готовит документы и можно заплатить авансом, а уже после заезда на таможню доплатить остальное, если нужно. Это значительно экономит время", - рассказал изданию житель Киева Виталий, доставляющий под заказ авто из Германии.
Но это только одна из услуг брокеров. Водители говорят, что есть еще другие. К примеру, некоторые брокеры имеют связи на таможне и могут договориться, чтобы насчитали меньше налогов. Или оформить авто на свою компанию, реального автовладельца зарегистрировать водителем, а потом дать ему доверенность на машину.
"Растаможка на фирму может быть дешевле на 500-1 000 долларов", - говорит Виталий.
Конечно все это не бесплатно. Стандартные брокерские услуги стоят 200-300 долларов, а если нужно привлекать схемы, ценник может взлететь до нескольких тысяч долларов, в зависимости от того, насколько стоящее авто вы везете.
Налоги на ввоз авто в Украину стандартны: 20% НДС и акциз (он зависит от типа двигателя и возраста авто). В целом, платежи составляют до 30% стоимости авто (исключение — электромобили, потому что на них действуют льготы). Казалось бы, водитель может заплатить их и сам, без помощи брокеров, но есть нюансы.
Во-первых, заполнить все документы правильно с первого раза удается далеко не всем водителям, так что можно по несколько раз возвращаться в очередь, а это время и нервы. Во-вторых, базой для начисления налогов является стоимость авто. А ее таможенники рассчитывают сами, не очень доверяя цифрам, прописанным в договоре купли-продажи. Учитывают рыночную стоимость такой машины в Европе и Украине, пробег, а также дефекты, снижающие стоимость транспортного средства. Но по последнему пункту у таможенников достаточно широкое поле для маневра. Потому авто могут оценить гораздо дороже, чем его реально купили. И на эту "новую стоимость" начислить таможенные платежи.
"Могут авто, которое я в Германии купил за 5 тысяч евро, оценить в 7-8 тысяч. Говорят: таких цен нет, ты просто попросил, чтобы тебе владелец занизил сумму в купчей. И доказать, что прав я, а не они, практически невозможно. Или, например, гнал недавно почти новое BMW, но после аварии, хотя повреждения и не очень существенные. Таможенник оценил его без учета повреждений, получилось на 10 тысяч дороже, чем реальная стоимость авто", - жалуется Виталий.
Отметим, что случаи подделок договоров купли-продажи, «накручивания» километража и другие «лайфхаки», позволяющие снизить оценку авто и начисление платежей, тоже есть. Как и специализирующиеся на этом посредники. Именно о преодолении всех этих схем после перенесения растаможки в Дія и говорил Федоров.
"Основная проблема, которую решает законопроект, — это нивелирование человеческого фактора при определении таможенной стоимости авто, от которой рассчитывается размер таможенных платежей, и снижение коррупционных рисков вследствие этого. Существующие сегодня популярные схемы частично потеряют смысл. Например, не будет смысла подделывать договоры купли-продажи авто, указывая более низкую стоимость, указывать несуществующие повреждения и искусственно увеличивать пробег авто. В новой системе эти факторы не будут влиять на размер налогов, которые нужно будет заплатить", - отметил руководитель Института исследования авторынка Станислав Бучацкий.
Еще в конце прошлого года в Раде зарегистрировали законопроект №10380 о растаможке авто в приложении. Ожидалось, что он будет принят в феврале 2024 года. Тогда у депутатов времени на этот документ так и не нашлось. Вот основные положения документа:
Воспользоваться растаможкой через Дія смогут все — и физические и юридические лица, а также уполномоченные ими лица. Растаможить в Дія можно будет только легковые авто. Грузовики, прицепы, мотоциклы и другой транспорт придется оформлять, как раньше.
Стоимость авто (на которое затем начисляются таможенные платежи) будет оцениваться автоматически. В Дія уже есть калькулятор. Среди критериев оценки – год выпуска, тип двигателя, его объем. Например, рассчитанная «Минфином» по этому калькулятору стоимость растаможки авто 2016 года выпуска с дизельным двухлитровым двигателем составила чуть более 110 тысяч гривен (акциз — 45 861 гривен, ПДВ — 64 206).
В калькуляторе есть дополнительная опция – «эксклюзивное авто». В этот список входят автомобили, определяемые Минэкономики для налогообложения налогом на роскошь и стоимость которых превышает 275 минимальных зарплат (Maserati, Mersedes, Land Rover, Lexus, BMW, Jaguar и другие). Если добавить эту опцию, стоимость растаможки выходит уже другой — 220,1 тысяч гривен. Однако это скорее «тренировочный» калькулятор.
Ибо в законопроекте прописано, что стоимость авто в Дія будет оцениваться автоматически, отталкиваясь от цен на аналогичные новые машины, с учетом понижающих коэффициентов, в зависимости от возраста транспортного средства Например, для авто, выпущенного год назад, коэффициент составит 0,92, для двухлетнего – 0,7, трехлетнего – 0,64. Самый низкий коэффициент – для 15-летних и более старых авто – 0,1. Базу стоимости новых авто еще предстоит разработать Кабмину.
"Поскольку пока такой базы нет, мы не можем даже приблизительно подсчитать стоимость растаможки авто через Дія. Все будет зависеть именно от цифр, проставленных в базе", - добавил Бучацкий.
При ввозе авто в Украину нужно будет предоставить на таможне всего два документа - Договор купли-продажи и регистрационный документ на авто. Документ о снятии авто с учета за рубежом, который требуют сейчас, станет ненужным.
При растаможке в Дія нужно будет указать информацию о декларанте, финансовых и банковских данных (если растамаживает лицо), данные об авто (год выпуска, марка, модель, vin-код, тип и объем двигателя, страна происхождения, страна отправления, фактурная стоимость). Для оформления авто не потребуется сертификат соответствия. Сейчас он обязателен и стоит около 100 долларов. Но главное, не на все авто его дают. К примеру, ретро-машины могут признать «не соответствующими» и не позволить поставить на номера в Украине. То же касается авто с низким экологическим уровнем.
Процесс растаможки через Дія нужно будет проходить на границе, но он должен занять не более часа. После уплаты таможенных платежей автомобиль может пересечь границу, где инспектор проверит таможенную декларацию и документы на транспортное средство. После этого авто можно ставить на учет.
"Если кратко описать процесс растаможки по правилам, предлагаемым законопроектом, то он будет выглядеть следующим образом: покупаем авто, правильно заполняем таможенную декларацию через Дія, получаем расчет растаможки, подписываем декларацию и Дія передает ее таможне. После этого нужно уплатить таможенные платежи, прибыть до границы и отдать таможенникам документы и декларацию на проверку, после чего пересечь границу и поставить авто на учет в Украине», — говорит руководитель Харьковского офиса юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Андрей Литвин.
Эксперты уже увидели в новом проекте несколько нюансов. Они могут создать проблемы для водителей.
"Главный вопрос - к базе стоимости новых авто, которую должен разработать Кабмин. Она в процессе растаможки через Дія - ключевой элемент, потому что от этой стоимости будет вычисляться цена вашего авто и будут начисляться налоги. Сейчас пока непонятно, какие именно цены новых автомобилей возьмут за основу — стоимость при импорте в Украину до налогообложения, стоимость с учетом налогов или цены с прайсов дилеров. Также непонятно, цены какой страны будут эквивалентом для нашей базы. Так как, например, в Германии Volkswagen ID 4 стоит от 46 тысяч долларов, а в Китае - от 23 тысяч долларов. А что будет, если определенная модель вообще не завозилась в Украину новой, как определить ее стоимость? Да и комплектации у авто бывают разные, некоторые вообще индивидуальные, под заказ", - говорит Бучацкий.
И едва ли не на самый главный вопрос — как будут учитывать повреждения авто, ведь они оказывают существенное влияние на стоимость. В Дія на этот вопрос ответили так: "Сейчас законопроект не предусматривает отдельную процедуру для поврежденных авто". То есть машины после серьезных ДТП будут растамаживаться как авто без повреждений. К примеру, для авто из США, которые там покупают на крупных аукционах и очень дешево, стоимость по описанной в проекте схеме может оказаться намного выше, чем реальная. Потому что везут обычно битые авто. А вот те, кто будет растаможивать дорогие автомобили с эксклюзивной комплектацией, могут сэкономить с Дія. Если, конечно, расчет стоимости авто будет вестись по «средней» комплектации.
Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко обратил внимание еще на одну деталь. Пока все выглядит так, что автовладелец может ввести любую информацию об автомобиле. Скажем, неправильно указать год выпуска или объем двигателя и по этим данным растаможить машину. К примеру, растаможка авто с двигателем 2 литра заметно дешевле, чем с таким же, но 2,5 литра. Конечно, такие «ошибки» можно обнаружить, и насколько это будет оперативно — вопрос открыт. Тем более что определенную информацию о конкретной модели авто может предоставить только завод-производитель. То есть не исключено, что и на растаможенные в Діяе может появиться своя схема.
"Хотя и ожидается, что предлагаемые изменения упростят и ускорят процедуру растаможки, введут прозрачный механизм корректировки таможенной стоимости подержанных авто, на практике введение новаций может столкнуться с технической неготовностью самой системы, а также саботажем предлагаемых изменений на местах", - выразил опасения Андрей Литвин из «Ильяшев и Партнеры».
Вооруженную группировку россии за год нарастили в разы: какие военные события 2023 года считать действительно удачными для Украины, рассуждает военный аналитик Сергей Грабский.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.