С 1 сентября 2025 года в Минобразования решили не финансировать на средства образовательной субвенции заработную плату учителей в школах с количеством учащихся менее 45 человек, а с 1 сентября 2026 года — менее 60 человек
В Министерстве образования и науки Украины сделали выводы из международного исследования PISA, а также результатов ВНО. Оказалось, что учащиеся из сельских школ имеют более низкие учебные успехи, чем их сверстники из малых и крупных городов. Поэтому в МОН приняли соответствующее решение, разъяснение к которому опубликовано 12 марта на официальном сайте ведомства.
С 1 сентября 2025 года решено не финансировать на средства образовательной субвенции заработную плату учителей в школах с количеством учащихся менее 45 человек, а с 1 сентября 2026 года - менее 60 человек. Это решение не касается начальных школ и будет действовать только для образования на уровне 5-11 классов.
В то же время в расчет образовательной субвенции каждой общины добавлены все дети школьного возраста. То есть община будет получать средства для обучения всех детей, но не сможет тратить их на маленькие школы.
"Это означает, что местные органы самоуправления могут решить: либо довозить учащихся этих школ в ближайшую школу, либо оплачивать труд учителей малых школ из местных бюджетов", - объясняют в МОН.
Там добавляют, что такое решение для улучшения качества образования для учеников из сел в Украине уже принимали. В частности, с 1 сентября 2016 года из образовательной субвенции не финансируют школы, в которых учатся менее 25 учащихся.
В школах I-III ступеней, в которых учатся менее 45 учеников, в одном классе учатся 5-6 учеников, а за неимением возможности сформировать класс (минимум 5 учеников согласно Закону Украины «О полном общем среднем образовании») дети учатся на индивидуальном форме или в соединенных классах (начальная школа), объединяющих детей всех возрастов.
"Это приводит к тому, что дети не получают должного уровня взаимодействия друг с другом, не учатся друг у друга и не видят примеров для подражания, - говорится в разъяснении от Минобразования.
Кроме того, объясняют в ведомстве, обычно такие школы не обеспечены учителями в полной мере. Также часто учителя не могут набрать достаточное количество часов по своему профильному предмету, чтобы получать достаточную зарплату, поэтому в таких школах есть практика отдавать преподавание некоторых предметов непрофильным учителям.
Поэтому решение Правительства должно стимулировать местные органы самоуправления довозить детей в большие школы, которые укомплектованы учителями, технически обеспечены и т.д. Согласно международному исследованию качества образования PISA-2022, ученики из сел по уровню учебных результатов отстают от своих сверстников из городов,5 года. То есть им нужно 4,5 года, чтобы иметь те же знания и навыки, что и ученики того же возраста из городов.
"Подобные результаты показывает ЗНО (НМТ): в прошлом году средний балл учеников из сел по украинскому языку был более чем на 6 баллов меньше, чем учеников из городов; по математике — более 8 баллов; по истории Украины — почти на 3 балла. Результаты учеников из сел по другим, предметам по выбору, тоже ниже", - заметят в МОН.
В то же время, показывая более низкое качество, сельское образование обходится государству дороже. На образование одного ученика из села государство в среднем в год тратит 30,4 тысяч гривен, а в городе — 24,4 тысяч гривен. В некоторых селах стоимость обучения одного ученика составляет более 51 тысячи гривен. Это связано с необходимостью удерживать и выплачивать зарплату работникам большого количества школ, в которых обучается мало учащихся.
Местные власти должны организовать подвоз детей в опорную школу. Детей в таких поездках должен сопровождать учитель. Для подвоза детей государство уже второй год подряд выделяет субвенцию на закупку автобусов – по 1 миллиарду гривен. В прошлом году в софинансировании с местными бюджетами удалось закупить более 450 автобусов.
"Опорная школа — это школа, в которую привозят детей из разных населенных пунктов на расстоянии до 30 километров. Она больше, обеспечена учителями и лучше оснащена. Благодаря большей наполняемости классов учитель может организовывать различные форматы обучения, например проектную работу", - объясняют. в МОН.
В то же время начальные школы, в которых учатся менее 45 и менее 60 учеников, продолжат получать государственное финансирование. Начальная школа должна быть ближе к ребенку: если старшие ученики могут осилить дорогу к опорной школе, маленьким детям это будет сложно.
Что касается учителей, то в случае, если местные органы самоуправления не финансируют работу малокомплектной школы самостоятельно, возможно трудоустройство учителей в опорных школах с обеспечением подвоза.
Возможно ли, что командиры будут относиться к военным с судимостью особенно, не будут ли их использовать, мол, как "мясо" для отправки на фронт? Это вопрос, над которым мы поговорим вместе с ветераном легендарной 47-й бригады Николаем Мельником.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.