Поставщики горючего рано начали готовиться к вероятному поднятию акциза и это рушит рынок
С 7 по 14 августа стоимость сжиженного газа в группе, как свидетельствует мониторинг Консалтинговой группы А-95, снизилась на 1 370 грн/т, до 44 020 грн/т. Тем временем на торгах Украинской энергетической биржи 14 августа производители предлагали газ за 42 000-43 736 грн/т с последующим снижением до 40 000-41 000 грн/т. Об этом пишет Enkorr.ua.
Эксперты отмечают, что сделки на аукционах начались не сразу, хотя начальная цена на автогаз была несколько ниже импортного паритета для восточных областей и импортной цены на железнодорожные партии для Киева.
Последнему удалось продать около 10 лотов по начальной цене, остальные — в пределах 43 011-43 611 грн/т. Цены на газ «Укрнафты» снизились до 42 000–43 000 грн/т, а затем и до 40 000–41 000 грн/т, но даже при таком снижении 9 лотов компании остались непроданными.
На торгах частных производителей 13 августа стоимость продукта снизилась до 42 600-43 110 грн/т с 44 700-45 000 неделей ранее.
"Все хотели максимально "усреднить" свой ресурс, так сказать, разбавить дорогой импорт дешевым аукционом, поэтому не спешили покупать по стартовым ценам", - отметил один из участников торгов.
Впрочем, главным драйвером цен остается рекордный показатель импорта, за 11 дней августа составлявший 3,72 тыс. т в сутки, что на 32% больше, чем в июле, и остается наибольшим показателем с 2022 года.
По словам трейдеров, компании рано начали готовиться к вероятному поднятию акциза, что, как снежный шар, валит рынок.
«Уже все законтрактовано. Сомневаемся, что до конца августа импорта будет значительно меньше», — говорят в одной из крупных топливных компаний.
Высокие остатки газа плюс дополнительный импорт на фоне незначительной реализации привели к значительному затовариванию рынка и, как следствие, к значительным скидкам на ресурс.
«В Киеве уже появляются индивидуумы, предлагающие газ за 42 300–42 700 грн/т. Там одна-две машины, и тех к обеду уже нет, но свое дело они делают – валят рынок», – рассказал один из импортеров.
Эксперты объясняют, что зарубежные поставщики начали снижать стоимость газа из-за незначительного спроса со стороны украинских компаний. Но в то же время гривна возобновила свое падение по отношению к доллару. Так, за неделю, согласно данным Минфина, на межбанке падение составило 43 коп./$. Если таковая динамика сохранится, это определенным образом нивелирует понижение цены в валюте.
В НБУ прогнозируют постепенный, но неизбежный рост цен на топливо в Украине. Одной из основных причин является постепенное повышение акцизов на топливо до 2028 года, что приблизит их к европейским стандартам. В НБУ сообщают, что рост цен на топливо ускорится в конце 2024 года - начале 2025 года. Именно тогда запасы будут исчерпаны, а влияние повышения акцизов и ослабление гривны станет более ощутимым.
В настоящее время темпы роста цен на топливо замедляются благодаря эффекту базы сравнения, связанного с налоговыми изменениями прошлого года, и наличию запасов горючего, сформированных к повышению акцизов. Однако этот эффект будет временным, – говорят в ведомстве.
Цены будут расти достаточно медленными темпами – примерно на 1 – 1,5 гривны за литр. Однако к 2028 году цены могут вырасти на 8 – 9 гривен за литр из-за дальнейшего повышения акцизов. На стоимость горючего в Украине также сильно влияют мировые цены на нефть и курсы валют.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.