Государство готовит продажу Сенс Банка и Укргазбанка: что ждет их клиентов

Читати українською

Продажа Сенс Банка и Укргазбанка обсуждается в обновленном Меморандуме с МВФ, до конца мая должен быть предложен комплексный план действий по смене собственника финучреждений

Читати українською
Банк
Сенс Банк и Укргазбанк готовят к продаже

Продажа Сенс Банка и Укргазбанка обсуждается в обновленном Меморандуме с МВФ, до конца мая должен быть предложен комплексный план действий по смене собственника финучреждений

Доля государственных Сенс Банка и Укргазбанка в активах системы составляет 56%, в депозитах населения – 65%. МВФ хочет снизить долю государства, чтобы выровнять конкуренцию. О том, за сколько могут быть проданы банки, кто будет претендовать на них и что ждет клиентов после их приватизации - пишет 28 марта Минфин.

Почему выбрали Сенс и Укргаз

По данным Нацбанка, 63% общей прибыли всех банков приходится именно на 5 государственных банков, крупнейшие из них – Приватбанк, Укрэксимбанк, Ощадбанк, Сенс Банк и Укргазбанк. Однако выбор среди финучреждений, которые могут быть реально выставлены на продажу, невелик.

«Приват государство особо предлагать сейчас и не спешит из-за его стратегического значения. Ощад должен еще точно потратить время на достижение необходимого конкурентного уровня и разобраться со своими «плохими кредитами» (NPL). Относительно Укрэксима остается очень много вопросов о качестве кредитного портфеля. А вот Укргазбанк и Сенс Банк чиновники продать вроде бы и не против. Ведь оба финучреждения были «вынужденными» приобретениями государства в разные периоды финансовой истории Украины», – объясняют финансовые эксперты.

Кроме того, говорят они, доля этих банков очень привлекательна для потенциальных покупателей, что признает как само правительство, так и МВФ.

«Мы подготовим к продаже два системных госбанка – Сенс Банк и Укргазбанк, которые имеют 4% и 6% активов соответственно», – говорится в Меморандуме с фондом.

Поэтому выбор этих двух банков на продажу выглядит логичным. Тем более что оба относятся к категории системных банков Украины. Так что даже после их приватизации Нацбанк будет не готов их «топить» при любой ситуации на рынке. А это плюс для любого потенциального покупателя их даже в условиях войны.

Продажа Сенс Банка и Укргазбанка: что ждет их клиентов 1

Кроме требования МВФ по сокращению доли госбанков в банковской системе, к реальным причинам ускорения процесса по продаже этих финучреждений можно смело отнести и жесткую потребность государства в деньгах для финансирования текущих расходов бюджета в условиях войны и растущих расходов на армию, которые правительство может закрывать только за счет своих внутренних источников.

В такой ситуации можно рассчитывать на достаточно скорейшее прохождение в Верховной Раде как проекта закона о приватизации государственных банков, так и подписание его президентом.

Что повлияет на цену Сенс Банка и Укргазбанка

Оба банка имеют свои плюсы и минусы для покупателей. К позитиву можно, безусловно, отнести следующие факторы:

  • Достаточно широкая сеть отделений. По данным НБУ на 01.01.2024 г., Сенс Банк имел 138 отделений, Укргазбанк - 220.
  • Значительное количество вкладчиков. На 01.02.2024 г. Сенс имеет 2,894 млн вкладчиков, Укргаз - 1,548 млн. Объем вкладов населения в Сенс Банке составляет более 47,756 млрд гривен в эквиваленте, в Укргазбанке - 33,648 млрд гривен. То есть оба банка пользуются доверием граждан, несмотря на войну, что очень важно для потенциальных покупателей. По остаткам средств на счетах юридических лиц данные финучреждения стабильно входят в первые 10-15 банков Украины.
  • Регулятивный капитал на 01.03.2024 г. в Сенс Банке составляет более 8,398 млрд гривен, в Укргазбанке - 10,073 млрд гривен. Это позволяет выполнять практически все требования Нацбанка по экономическим нормативам с достаточным запасом прочности.
  • Хорошая ликвидность, квалифицированный менеджмент и быстро сформированные необходимые резервы под активные операции, с учетом даже военных потерь залогов, финансового проседания части заемщиков и т.д.
  • На балансе данных банков достаточно много недвижимости и ликвидного имущества — от зданий, в которых находятся некоторые подразделения финучреждений, до филиалов, а также полученных за долги объектов. В условиях войны и снижения цен на недвижимость это лишь частично плюс, но после войны стоимость многих таких объектов серьезно вырастет. То есть потенциальный покупатель госбанков получит не только клиентскую базу, работающий и генерирующий прибыль банковский бизнес, но и достаточно большой пул недвижимости.

К отрицательным факторам, влияющим на цену покупки этих банков, можно отнести:

  • Необходимость сразу же формировать значительные резервы в консолидированном балансе своих международных групп, исходя из войны и низкого рейтинга Украины, под любые купленные активы в нашей стране. На первом этапе это может ударить по размеру дивидендов, что вряд ли понравится акционерам.
  • Высокий уровень NPL как в целом по всей банковской системе, так и в госбанках. Этой судьбы не избежал ни Укргазбанк, ни Сенс Банк. Напомним, что доля неработающих кредитов в банковском секторе за 2023 год составила 37,4%, или 422,4 млрд грн, на 1 января 2024 года.

Относительно Сенс Банка остается до конца не закрытым вопрос потенциальных юридических споров с его бывшими российскими собственниками, что также «сбивает» цену этого финучреждения в глазах потенциальных покупателей. Есть вопросы у правоохранителей и по части старого топ-менеджмента Укргазбанка. Все это хороший козырь для покупателей, чтобы сбивать цену, мотивируя это репутационными рисками.

За сколько могут быть проданы банки

Учитывая военные реалии, среди отечественных собственников действующих банков потенциальных покупателей почти нет. Их акционеров, конечно, соблазняет скорейшее наращивание своей доли на рынке при покупке подобных финучреждений, но заплатить за них государству значительные суммы — для них маловероятный сценарий.

Таким образом, среди потенциальных покупателей остаются иностранцы. В большинстве своем те, которые либо уже имеют здесь свои дочерние банки (им интересно увеличить свою долю на рынке за довольно небольшие, по меркам Запада, деньги) или которые готовы рискнуть, чтобы после войны быстро войти в первые 5-10 банков Украины на волне восстановления нашей страны.

«Учитывая политические нюансы, это вряд ли могут быть китайские или азиатские инвесторы, инвесторы с российскими корнями вообще исключаются. То есть потенциальный круг покупателей сужается к американским крупнейшим игрокам, которых не смущает риск потери активов в несколько сотен миллионов долларов в худшем случае, и нескольких европейских финансовых групп, уже имеющих здесь бизнес или рассчитывающих его быстро развить после войны», - считают эксперты.

Низкая конкуренция среди покупателей, учитывая еще и военные риски, снижает шансы на получение Украиной значительных сумм от продажи этих банков. Но и продавать Сенс Банк и Укргазбанк с убытком никто из чиновников Минфина и правительства не отважится.

Процедур и методик оценки реальной стоимости банка достаточно много, учитывая анализ реального качества активов, генерируемого банком размера прибыли, юридических рисков и поправки на военные реалии.

Если смотреть по состоянию на 1 марта 2024 года, то регулятивный капитал Сенс Банка составил около 8,399 млрд гривен (около $220,74 млн по официальному курсу доллара 38,0492 на эту дату), а регулятивный капитал Укргазбанка был на уровне 10,74 $2. млн).

Скорее всего, примерно такой порядок цифр будет начальной величиной торгов между потенциальными покупателями с отдельными поправками на качество активов, стоимость объектов недвижимости на балансе банка, способность его генерировать прибыль, объемы сложившихся резервов и т.д.

К чему готовиться клиентам после продажи

Здесь можно выделить следующие ключевые моменты:

  1. В любом случае будет частичное изменение топ-менеджмента и членов Наблюдательного совета данных банков на представителей и банковских менеджеров новых акционеров. Это нормальное явление, и здесь ничего опасного для клиентов нет.
  2. Даже если один банк приобретет представитель иностранной банковской группы, уже присутствующей со своей «дочкой» в Украине, быстрого объединения банков не будет. Каждый из банков будет «жить своей жизнью» достаточно долго.
  3. Несмотря на смену собственников, вкладчикам-физлицам и ФЛП этих банков государство по-прежнему гарантирует возврат всех их вкладов, независимо от суммы (на период военного положения и три месяца после его отмены).
  4. Будут изменены тарифы и процентная политика по кредитам и депозитам, в соответствии с процентной политикой нового собственника. Это не всегда только «минус» для клиента, поскольку госбанки часто «славились» своими довольно «невозвратными» решениями как по ставкам по кредитам, так и по конкурентности ставок по привлеченным ресурсам.
  5. Состоится частичная «миграция» клиентов, особенно госструктур. Во многих случаях они перейдут в оставшиеся госбанки. Частично произойдет и переход этих компаний в те банки, в которые перейдут работать бывшие менеджеры по данным приватизированных госбанков. Ведь не секрет, что очень часто крупные клиенты идут в тот или иной банк именно из-за работы в нем того или иного банкира. Здесь ничего плохого тоже нет.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.