Продажа Сенс Банка и Укргазбанка обсуждается в обновленном Меморандуме с МВФ, до конца мая должен быть предложен комплексный план действий по смене собственника финучреждений
Доля государственных Сенс Банка и Укргазбанка в активах системы составляет 56%, в депозитах населения – 65%. МВФ хочет снизить долю государства, чтобы выровнять конкуренцию. О том, за сколько могут быть проданы банки, кто будет претендовать на них и что ждет клиентов после их приватизации - пишет 28 марта Минфин.
По данным Нацбанка, 63% общей прибыли всех банков приходится именно на 5 государственных банков, крупнейшие из них – Приватбанк, Укрэксимбанк, Ощадбанк, Сенс Банк и Укргазбанк. Однако выбор среди финучреждений, которые могут быть реально выставлены на продажу, невелик.
«Приват государство особо предлагать сейчас и не спешит из-за его стратегического значения. Ощад должен еще точно потратить время на достижение необходимого конкурентного уровня и разобраться со своими «плохими кредитами» (NPL). Относительно Укрэксима остается очень много вопросов о качестве кредитного портфеля. А вот Укргазбанк и Сенс Банк чиновники продать вроде бы и не против. Ведь оба финучреждения были «вынужденными» приобретениями государства в разные периоды финансовой истории Украины», – объясняют финансовые эксперты.
Кроме того, говорят они, доля этих банков очень привлекательна для потенциальных покупателей, что признает как само правительство, так и МВФ.
«Мы подготовим к продаже два системных госбанка – Сенс Банк и Укргазбанк, которые имеют 4% и 6% активов соответственно», – говорится в Меморандуме с фондом.
Поэтому выбор этих двух банков на продажу выглядит логичным. Тем более что оба относятся к категории системных банков Украины. Так что даже после их приватизации Нацбанк будет не готов их «топить» при любой ситуации на рынке. А это плюс для любого потенциального покупателя их даже в условиях войны.
Кроме требования МВФ по сокращению доли госбанков в банковской системе, к реальным причинам ускорения процесса по продаже этих финучреждений можно смело отнести и жесткую потребность государства в деньгах для финансирования текущих расходов бюджета в условиях войны и растущих расходов на армию, которые правительство может закрывать только за счет своих внутренних источников.
В такой ситуации можно рассчитывать на достаточно скорейшее прохождение в Верховной Раде как проекта закона о приватизации государственных банков, так и подписание его президентом.
Оба банка имеют свои плюсы и минусы для покупателей. К позитиву можно, безусловно, отнести следующие факторы:
К отрицательным факторам, влияющим на цену покупки этих банков, можно отнести:
Относительно Сенс Банка остается до конца не закрытым вопрос потенциальных юридических споров с его бывшими российскими собственниками, что также «сбивает» цену этого финучреждения в глазах потенциальных покупателей. Есть вопросы у правоохранителей и по части старого топ-менеджмента Укргазбанка. Все это хороший козырь для покупателей, чтобы сбивать цену, мотивируя это репутационными рисками.
Учитывая военные реалии, среди отечественных собственников действующих банков потенциальных покупателей почти нет. Их акционеров, конечно, соблазняет скорейшее наращивание своей доли на рынке при покупке подобных финучреждений, но заплатить за них государству значительные суммы — для них маловероятный сценарий.
Таким образом, среди потенциальных покупателей остаются иностранцы. В большинстве своем те, которые либо уже имеют здесь свои дочерние банки (им интересно увеличить свою долю на рынке за довольно небольшие, по меркам Запада, деньги) или которые готовы рискнуть, чтобы после войны быстро войти в первые 5-10 банков Украины на волне восстановления нашей страны.
«Учитывая политические нюансы, это вряд ли могут быть китайские или азиатские инвесторы, инвесторы с российскими корнями вообще исключаются. То есть потенциальный круг покупателей сужается к американским крупнейшим игрокам, которых не смущает риск потери активов в несколько сотен миллионов долларов в худшем случае, и нескольких европейских финансовых групп, уже имеющих здесь бизнес или рассчитывающих его быстро развить после войны», - считают эксперты.
Низкая конкуренция среди покупателей, учитывая еще и военные риски, снижает шансы на получение Украиной значительных сумм от продажи этих банков. Но и продавать Сенс Банк и Укргазбанк с убытком никто из чиновников Минфина и правительства не отважится.
Процедур и методик оценки реальной стоимости банка достаточно много, учитывая анализ реального качества активов, генерируемого банком размера прибыли, юридических рисков и поправки на военные реалии.
Если смотреть по состоянию на 1 марта 2024 года, то регулятивный капитал Сенс Банка составил около 8,399 млрд гривен (около $220,74 млн по официальному курсу доллара 38,0492 на эту дату), а регулятивный капитал Укргазбанка был на уровне 10,74 $2. млн).
Скорее всего, примерно такой порядок цифр будет начальной величиной торгов между потенциальными покупателями с отдельными поправками на качество активов, стоимость объектов недвижимости на балансе банка, способность его генерировать прибыль, объемы сложившихся резервов и т.д.
Здесь можно выделить следующие ключевые моменты:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.