Налог на доходы для богатых и контроль за их начислением: как Правительство собирается это внедрять

Читати українською

Эффект от применения более высоких ставок НДФЛ для увеличения доходов может быть достаточно скромным

Читати українською
Налоги, реформа
В Минфине не разглашают, какими могут быть новые ставки НДФЛ

Эффект от применения более высоких ставок НДФЛ для увеличения доходов может быть достаточно скромным

Доходы украинцев вскоре снова будут облагаться налогом по прогрессивной шкале. Намерение вернуть одну или две более высокие ставки налога для более высоких зарплат правительство закрепило в Национальной стратегии доходов (НСД). Минфин же сделал выводы из прошлого и помимо повышения ставок ужесточит контроль за начислением доходов. Об этом пишет Еpravda.

Современная история НДФЛ

Пока ставка главного сбора, который украинцы платят с зарплат и других поступлений – налога с доходы физических лиц (НДФЛ) – составляет 18%. Кроме НДФЛ, на доходы начисляется военный сбор в размере 1,5%.

Так было не всегда. В истории Украины преобладают времена, когда доходы граждан облагались налогом по прогрессивной шкале. С 1992 года, когда правительство приняло декрет "О подоходном налоге с граждан", ставки составляли 0-50%. Ставка зависела от размера дохода и привязывалась к минимальной зарплате. При этом система начисления была достаточно сложной, ведь предполагала разные размеры налога для разных частей дохода человека.

Налог на доходы для богатых и контроль за их начислением: как правительство собирается это внедрять 1

С 2004 года начал действовать закон "О налоге на доходы физических лиц", введящий единую ставку 15%, но до 2007 года временно действовала ставка 13%. С 2011 года прогрессивная шкала вернулась в более простом виде. Тогда было две ставки: 15% (для доходов до десяти минимальных зарплат) и 17% (из суммы, превышающей десять минимальных зарплат). Впоследствии 17% заменили на 20%.

С 1 января 2016 года от прогрессивной шкалы отказались, введя действующую сейчас единую ставку 18%.

"Прогрессивное налогообложение доходов есть в большинстве стран Запада. Там это сложилось исторически как элемент справедливости и ответственности. У нас же были скачки то в одну, то в другую сторону. При этом налогообложение зарплат у нас было чрезвычайно высоким, а на доходы от дивидендов, например, действует пониженная ставка 5%", – рассуждает старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин.

Едва ли не главной причиной того, почему прогрессивная шкала налогообложения не прижилась в Украине, он называет слишком сложное администрирование и тенизацию доходов, ведь градация ставок стимулировала людей официально декларировать меньшие доходы, чтобы минимизировать налоговые платежи.

На этот раз реформа может стать более успешной, поскольку вместе с введением повышенных ставок правительство планирует усилить контроль за доходами граждан.

Справедливость предполагает градацию ставок

Реформа НДФЛ является одной из наименее четких идей, изложенных в Национальной стратегии доходов. Даже в Министерстве финансов, разрабатывавшем стратегию, до конца не уверены в необходимости возвращения прогрессивной шкалы.

"Для меня это, наверное, самая контроверсионная мера. Помню, в каких условиях вводилась единая ставка НДФЛ и что этому предшествовало. Результат введения единой ставки показал свой эффект с точки зрения поступлений в бюджет, поэтому я не считаю, что это было ошибкой ", – сказал министр финансов Сергей Марченко во время обсуждения НДД.

Он добавил, что у международных партнеров и общества есть запрос на справедливость в налогообложении доходов. Справедливость предусматривает градацию ставок, поэтому эта идея и попала в стратегию.

Пока в Минфине не разглашают, какими могут быть новые ставки НДФЛ и сколько их будет. В НДС говорится, что повышенных ставок будет "одна или две" и что они будут "значительно выше" 18%. Загадкой остаются и размеры доходов, к которым они будут применяться.

Налог на доходы для богатых и контроль за их начислением: как правительство собирается это внедрять 2

Заместительница Марченко Светлана Воробей, отвечавшая за написание НДД, считает, что говорить о деталях прогрессивного налогообложения рано.

"Мы еще не готовы к переходу на такую ​​дифференцированную шкалу. Будем оставаться на плоской шкале, пока не сможем эффективно администрировать доходы, чтобы у нас одновременно с введением этой шкалы все не стали бедными", – сказала она.

Времени у Минфина немного. Согласно стратегии, реформа НДФЛ должна состояться в 2025-2027 годах, но не раньше реформы упрощенной системы. Еще одна предпосылка – расширение доступа налоговой к банковским данным украинцев. Последнее должно гарантировать, что прогрессивная ставка оправдает себя.

Эта норма породила целый ряд мифов и страхов. В частности, в сети распространяются мнения, что украинцам придется платить налоги даже с переводов с карты на карту. В Минфине эту информацию поспешили опровергнуть. Правда, там не объяснили, как налоговик будет различать, например, поступления от сдачи имущества в аренду от перевода на карту от друзей за общий обед.

 

Будет ли эффект?

Целью введения повышенных ставок НДФЛ является увеличение поступлений налогов в бюджет и снижение финансовой зависимости Украины от партнеров. Однако возрастут ли поступления в случае повышения ставки – неизвестно.

Чтобы помешать переходу зарплат в тень должно ГНС предоставить информацию о банковских счетах. Однако тогда граждане могут отказаться от услуг банков и "обналичиться", что будет угрожать не только фискальной, но и финансовой стабильности.

Если предположить, что план Минфина сработает, а повышение налогов для высоких доходов не приведет к росту теневой экономики, то ожидать радикального увеличения поступлений в бюджет также не стоит, в том числе из-за низкого уровня доходов граждан.

По данным Пенсионного фонда, в июне 2023 года в Украине было 7,4 млн. наемных работников, из заработков которых отчислялся НДФЛ. По сравнению с 2021 годом это количество сократилось на 2,4 млн. человек.

Наиболее многочисленной категорией граждан по размеру их ежемесячного дохода были люди, получавшие до 20 тыс. грн (около трех минимальных зарплат). Их в 2023 году было 5,4 млн человек или 73,3%. Из этого количества почти 1,5 млн. получали минимальную зарплату или меньше. Применять для них повышенные ставки было бы нецелесообразно и с социальной, и с фискальной, и с нравственной точек зрения.

Людей, зарплата которых превышала 20 тыс грн, было менее 2 млн.
Накануне глава бюджетного комитета парламента Роксолана Подласа предлагали повысить для таких лиц ставки налогов, чтобы государство могло финансировать военные нужды. Правда, она говорила о военном сборе.

"Если вы зарабатываете мало, то не должны платить большой налог даже сейчас, а если зарабатываете более 20 тысяч гривен, то могли бы платить военный сбор не 1,5%, а 3%. У народных депутатов зарплата выше, мы можем платить 5%. Это было бы справедливо", – заявила Пидласа.

Как бы то ни было, а эффект от применения более высоких ставок НДФЛ для увеличения доходов может быть достаточно скромным – даже если украинцы согласятся платить более высокие налоги, а не будут скрывать доходы от государства.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.