Налоговые проверки: в ГНС рассказали, к кому придут и что будут искать

Документальные проверки, которые начали и не завершили до 24 февраля 2022 года, возобновляются на неиспользованный срок

Налоговые проверки
Мораторий на проведение налоговых проверок во время военного положения

В Украине документальные и фактические проверки во время военного положения проводятся при наличии безопасных условий. Кроме того, документ, отправленный органом контроля в электронный кабинет, считается врученным налогоплательщику, если он сформирован с соблюдением требований законов. Соответствующее разъяснение 19 марта предоставили специалисты Главного управления ГНС в Черновицкой области.

Документальные проверки, которые начались и не завершились до 24 февраля 2022 года, возобновляются на неопределенный срок. С 1 декабря 2023 года действует мораторий :

  • на проведение документальных проверок плательщиков единого налога первой и второй групп (кроме проверок, связанных с прекращением предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя, и/или проводимых на обращение налогоплательщика) – до 1 декабря 2024 года;
  • на проведение документальных проверок налогоплательщиков, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала временной оккупации является временно оккупированной российской федерацией территорией Украины, – до последнего числа месяца, в котором была завершена временная оккупация соответствующих территорий, а в случае изменения налогоплательщиком местонахождения на другую территорию Украины – к дате проведения государственной регистрации изменения местопребывания, кроме документальных внеплановых проверок: проводимых исключительно на обращение налогоплательщика; проводимые по основаниям, определенным подпунктами 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.12, 78.1.21 п. 78.1 ст. 78 НКУ; налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям или валютной выручки по экспортным операциям;
  • на проведение документальных проверок налогоплательщиков, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала боевых действий является территорией, на которой ведутся активные боевые действия, – до последнего числа месяца, в котором были завершены боевые действия на соответствующей территории, а в случае смены налогоплательщиком местонахождения на другую территорию Украины – к дате проведения государственной регистрации изменения местопребывания, кроме документальных внеплановых проверок: проводимых исключительно на обращение налогоплательщика; проводимые по основаниям, определенным подпунктами 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.12, 78.1.21 п. 78.1 ст. 78 НКУ; налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям или валютной выручки по экспортным операциям;
  • на проведение документальных проверок налогоплательщиков, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала возможных боевых действий является территорией возможных боевых действий, – до последнего числа месяца, в котором была прекращена возможность боевых действий на соответствующей территории, а в случае смены налогоплательщиком местонахождения на другую территорию Украины – к дате проведения государственной регистрации изменения местопребывания, кроме документальных внеплановых проверок: проводимых исключительно на обращение налогоплательщика; проводимых по основаниям, определенным подпунктами 78.1.1 (в части документальных внеплановых проверок налогоплательщиков, по которым получена информация, свидетельствующая о нарушении налогового законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины или по вопросам налогообложения нерезидентов, которые осуществляют/осуществляли свою деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, налогоплательщиков, осуществляющих/осуществляли деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), налогоплательщиков предоставляют/предоставляли финансовые, платежные услуги), 78.1.2 (в части контроля за трансфертным ценообразованием), 78.1.3, 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.9, 78.1.12, 78.1.14, 7.15, 78.1.16, 78.1.19, 78.1.21 и 78.1.22 п. 78.1 ст. 78 НКУ; налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям или валютной выручки по экспортным операциям;
  • на проведение фактических проверок по местонахождению объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, которые на дату начала временной оккупации были расположены на временно оккупированных российской федерацией территориях Украины, – до даты завершения временной оккупации соответствующих территорий;
  • на проведение фактических проверок по местонахождению объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, которые по состоянию на дату начала активных боевых действий находились на территориях, на которых ведутся активные боевые действия, – до даты завершения боевых действий на соответствующих территориях ;
  • на проведение фактических проверок по местонахождению объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, которые по состоянию на дату начала возможных боевых действий находились на территориях возможных боевых действий (кроме проверок налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере производства и// или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игорный бизнес), купли/продажи иностранной валюты, субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность без государственной регистрации как субъекта хозяйствования) – до даты завершения возможных боевых действий на соответствующих территориях.

С 1 декабря 2023 по 31 декабря 2024 года включительно в план-график проведения документальных плановых проверок на 2023 и 2024 годы могут быть включены исключительно:

  • налогоплательщики, осуществляющие/осуществлявшие деятельность в сфере производства или реализации подакцизной продукции;
  • налогоплательщики, которые осуществляют/осуществляли деятельность в сфере организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес);
  • налогоплательщики, оказывающие/оказывающие финансовые, платежные услуги;
  • нерезиденты, осуществляющие/осуществляющие в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, и/или обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства нерезидента, соответствующие хотя бы одному из следующих критериев: уровень роста налога на прибыль на 50 и более проц. меньше, чем уровень роста доходов налогоплательщика; декларирование начисленной заработной платы при отсутствии декларирования объекта налогообложения налогом на прибыль или декларирование дохода, освобожденного от налогообложения в соответствии с международным договором Украины;
  • другие налогоплательщики, которые на основе показателей, сформированных по итогам 2021 календарного года, отвечают хотя бы одному из следующих критериев: уровень уплаты налога на прибыль на 50 и более проц. меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Этот критерий не распространяется на плательщиков единого налога; уровень уплаты налога на добавленную стоимость на 50 и более проц. меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Этот критерий не распространяется на налогоплательщиков, у которых операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины составляют 25 и более проц. общего объема поставки и одновременно уровень уплаты налога на прибыль составляет не менее 50 проц. уровня уплаты налога на прибыль в соответствующей отрасли; дебиторская задолженность превышает кредиторскую задолженность более чем вдвое; общая сумма расходов, отраженных в налоговой декларации об имущественном положении и доходах, составляет 75 или более проц. суммы общего годового дохода, задекларированного в такой декларации, при условии, что сумма общего годового дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, составляет 10 млн грн и более; начисление и/или выплата налоговым агентом – юридическим лицом доходов в виде заработной платы в размере меньше средней заработной платы в соответствующей отрасли в соответствующем регионе (по основному месту учета в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику).

При формировании плана-графика проведения документальных плановых проверок на 2024 год учитываются показатели положительной динамики: уровней уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по соответствующей отрасли за девять месяцев 2023 года. После наступления предельных сроков для предоставления годовой отчетности учитываются показатели за 2023 год. В случае если налоговым (отчетным) периодом для налога на прибыль налогоплательщика является календарный год, учитываются показатели за предыдущий год; уровней начисления или выплаты налоговым агентом – юридическим лицом доходов в виде заработной платы за девять месяцев 2023 года. После наступления предельных сроков для представления налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного налога, а также сумм начисленного единого взноса за четвертый квартал 2023 года учитываются показатели за четыре квартала 2023 года. При этом формирование плана-графика проведения документальных плановых проверок и внесения изменений в него осуществляются без учета требований, предусмотренных п. 77.2 ст. 77 НКУ.

Внесение изменений в план-график может осуществляться ежемесячно с учетом обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), наличия/отсутствия безопасных условий проведения проверок. Обновленный план-график обнародуется на официальном сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, не позднее последнего числа месяца, в котором был утвержден такой обновленный план-график. Документальная проверка налогоплательщика, включенного в обновленный план-график проведения документальных плановых проверок на текущий, может быть начата не ранее чем через два месяца со дня обнародования обновленного плана-графика.

Документальные плановые проверки налогоплательщиков, осуществляющих/осуществлявших деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), и налогоплательщиков, что оказывают денежные, платежные сервисы, могут начинаться не раньше чем через 30 календарных дней, следующих по дате обнародования обновленного плана-графика, при условии отправки (вручения) таким плательщикам (их представителям) не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения проверки в порядке, определенном ст. 42 НКУ, копии приказа о проведении документальной плановой проверки и письменного уведомления с указанием даты начала такой проверки.

В последнее время в сети и СМИ разразилась настоящая волна возмущения относительно Польши. Оказалось, что они предлагают ЕС упразднить все торговые преференции, которые Украина получила во время войны. Премьер-министр Польши Дональд Туск считает, что сейчас нужны изменения, защищающие европейские и польские рынки и производителей. Что на это скажет политолог Андрей Золотарев? Можно ли это рассматривать как еще одно предательство от Польши? И стоит ли Украине отдавать свои жизни, защищая европейский рынок и всю Европу от российского нашествия?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube