Украина заключила около 20 соглашений о безопасности с разными странами с начала 2024 года, чего там не хватает
С начала года Украина заключает двусторонние соглашения о безопасности. К концу июня подписано в общей сложности 21 договоров со странами и отдельную Соглашение с Европейским Союзом. Идут переговоры с другими государствами. Обзор экономической составляющей сделок был сделан в БизнесLIGA.
Структурно все сделки схожи между собой. Однако отличаются акценты и обязательства. Договоренности делятся на блоки: военное сотрудничество, ответственность за агрессию, демократия, реформы и евроинтеграция, экономика, энергетика и т.д.
Ключевая часть – это оборонное сотрудничество и развитие украинского ВПК. Однако не следует воспринимать соглашения как оборонные договоры. Это скорее договоренности о сотрудничестве. Причем достаточно широкие.
Отсутствуют конкретные действия в случае новой агрессии России (что бы это ни означало). Заверения в помощи при нападении также не содержат деталей. Такая же ситуация и с ядерной угрозой. Отдельные соглашения вообще не содержат упоминаний об этом. А ядерный шантаж – один из инструментов давления России.
Договоренности закрепляют курс Украины по вступлению в ЕС и НАТО. Хотя отдельные страны не выражают четко свою позицию, в частности, в отношении Североатлантического альянса. Например, позиции Германии и Италии относительно членства Украины в НАТО осторожны.
Поэтому соглашения необходимо расценивать как расширение возможностей для Украины и определение направлений сотрудничества. В том числе и дальше. Отсутствие конкретики для многих пунктов, возможность прекратить финансирование в любое время слабые стороны соглашений. Однако финансирование происходит и за пределами, определенными соглашениями. К примеру, выделение Украине пакета военной и финансовой помощи от США на 60 млрд долларов в 2024 году.
На 2024 год соглашения предусматривают военную поддержку минимум на 22,95 млрд евро.
Несколько выделяется Канада, указывающая общую сумму макроэкономической и военной поддержки на 2,1 млрд евро (3,02 млрд канадских долларов). Исландия же обязалась выделить 2 млн евро для чешской инициативы на закупку боеприпасов в поддержку Украины, начатой в феврале 2024 года. К концу июня 15 стран ЕС и НАТО уже предоставили более 1,6 миллиарда евро. Об этой инициативе также упоминается в соглашениях Бельгии (выделяет 200 млн. евро) и Португалии (100 млн. евро).
Пять стран зафиксировали и четкие обещания по предоставлению военной техники (на конец июня):
Польша в соглашении от 8 июля обязуется рассмотреть возможность передачи Украине как минимум одной дополнительной эскадрильи МиГ-29 (не менее 14 истребителей).
Долгосрочную военную помощь в соглашениях указали только страны Прибалтики и Скандинавии.
Датский Фонд в поддержку Украины предоставит 8,5 млрд евро в 2023-2028 годах. Но это подразумевает не только военную поддержку. Швеция предполагает в течение трех лет выделить 6,5 млрд евро. Норвегия выделит 6,4 млрд евро в 2023-2027 годах.
Исландия обязалась выделять по меньшей мере 4 млрд исландских крон (около 26 млн евро) ежегодно в течение 2024-2028 годов при условии ежегодного утверждения этих выплат парламентом. Латвия, Эстония и Литва обещают ежегодно выделять по 0,25% своего ВВП. К примеру, для Латвии это около 100 млн евро.
Такие разные подходы объясняются процессом организации расходов внутри государств, наличием средств в бюджетах стран и необходимостью утверждения парламентами и правительствами. В то же время размеры помощи отнюдь не ограничиваются одними лишь двусторонними соглашениями безопасности.
В этом году основными донорами государственного бюджета стали ЕС ($8,5 млрд), Япония ($2,1 млрд) и Канада ($1,4 млрд). Примечательно, что из-за политической конъюнктуры от США пока не поступало пособия.
Невоенная помощь гораздо меньше отражена в сделках. В основном это средства на макроэкономическую помощь, восстановление и инвестиции. Упоминания о такой поддержке содержатся в 7 соглашениях – с Японией, Канадой, Испанией, Финляндией, Латвией, Эстонией и Литвой.
Однако в некоторых договорах упоминается о предварительных обязательствах или поддержке. Например, Великобритания подтверждает, что после полномасштабного вторжения обязалась предоставить около 4,2 млрд фунтов стерлингов фискальной поддержки и более 640 млн фунтов стерлингов помощи.
Япония вообще не предполагает военную помощь. Однако выделяет 4,2 млрд евро ($4,5 млрд) на финансовую, гуманитарную и другую помощь. Поддержка Канады зафиксирована в пределах 2,1 млрд. евро, часть из которых пойдет и на военные нужды. Латвия обещает 15 млн евро с акцентом на восстановлении объектов социальной инфраструктуры, психологической поддержке женщин и передаче опыта, особенно по вопросам, связанным с интеграцией в ЕС.
В соглашении с Испанией указаны суммы на восстановление. Точнее, 15 млн. евро на взнос для Украины и Молдовы через Специальную программу Всемирного банка по восстановлению Украины и Молдовы. Также страна подтверждает выделение 250 млн. евро в сфере глобальной продовольственной безопасности. Денежные средства пойдут на поддержку таких инициатив, как Испанский план противодействия продовольственной незащищенности, "Путь солидарности ЕС – Украина" и Гуманитарную программу "Зерно из Украины". Еще 1,5 млн. евро будет выделено на борьбу с организованной преступностью.
Эстония должна выделить 56 млн. евро на развитие и гуманитарную поддержку Украины в 2024-2027 годах. Литва на восстановление и восстановление Украины обещает 24 млн. евро.
Значительно интереснее соглашение с Финляндией, поскольку здесь достаточно детально расписаны пути выделения средств. Финляндия обязалась рекапитализировать ЕБРР на 50 млн. евро. До 50 млн евро будет выделено на новый смешанный кредитный инструмент – Ukraine Investment Facility (UIF) Фонда инвестиций в государственный сектор (PIF). Такая же сумма – на финансирование экспорта финского национального экспортно-кредитного агентства Finnvera для компенсации потенциальных кредитных потерь. Еще 8 млн. евро будут направлены на программу Finnpartnership. Она поддерживает украинское общество, предлагая бизнес-партнерство и поддержку инвестиционной подготовки для финских компаний в Украине. Уставный капитал финской финансовой компании Finnfund будет увеличен на 25 млн. евро. Инвестиционный риск Finnfund в Украине будет покрываться специальным государственным рисковым финансированием в размере до 80% риска.
Финляндия и Латвия также обязуются участвовать в финансировании программы поддержки ЕС на 2024-2027 годы Ukraine Facility. Она была предложена Европейской Комиссией в июне 2023 года. Окончательное ее согласование произошло в феврале этого года. В марте Украина получила первые 4,5 млрд. евро по программе.
В целом бюджет Ukraine Facility составляет 50 млрд евро, которые будут предоставляться траншами в случае выполнения Украиной установленных индикаторов по восстановлению и реформам. Предусмотрены 69 реформ государственного управления, правосудия, экономики и т.д.
Само финансирование преимущественно пойдет на закрытие потребностей госбюджета, на что выделяется 38,27 млрд евро. Еще 6,97 млрд евро – в поддержку инвестиций в Украину, 4,76 млрд евро – на покрытие процентов по кредитам и техническую помощь правительству на реформы.
Хотя соглашения указывают на необходимость реформ в экономике и управлении, их детализация должна определяться другими документами. Сейчас это достаточно общие определения. К примеру, Великобритания выделяет три направления в реформе экономики – реформирование государственных предприятий, привлечение частного сектора, доверие инвесторов. Франция отмечает прозрачность и надлежащее управление в экономическом секторе.
Отдельной темой в сделках является восстановление и восстановление. К концу 2023 года совокупные экономические, социальные и другие потери Украины составили $499 млрд. А на восстановление было необходимо $486 млрд. Эти цифры явно выросли после ударов по критической инфраструктуре в 2024 году.
Хотя во всех соглашениях страны обязуются участвовать в восстановлении Украины, только в части указаны объемы финансирования этой деятельности. Например, это упоминавшиеся выше по 15 млн. евро от Латвии и Испании, или 640 млн. фунтов стерлингов, подтвержденные Британией.
Интересно, что несколько стран указали "приоритетные" для себя регионы. Так, Эстония будет обращать внимание на Житомирскую область, включая город Житомир. Латвия и Бельгия обратит внимание на Черниговскую область и город Чернигов. Дания – Николаевская область и Николаев. А Италия – на Одесский регион.
Энергетика и защита критической инфраструктуры – другая сквозная тема соглашений. Имеются разные оценки генерирующих мощностей Украины. На общественном саммите "Безопасные гарантии для украинской демократии в условиях войны" озвучена цифра в 36 ГВт до полномасштабного вторжения, 18 ГВт зимой 2023-2024 и потеря за прошедшие полгода еще 9 ГВт. УП со ссылкой на Financial Times дает оценку в 55 ГВт к 2022 году и около 20 ГВт.
Соглашения называют энергетический сектор решающим для устойчивости Украины. Некоторые страны уделяют особое внимание этому вопросу. Франция обязуется содействовать защите критической инфраструктуры. В частности, военными средствами, усиливая ПВО. Латвия отмечает о защите военными средствами, в частности, ПВО и РЭБ.
Отдельный акцент касается учета "зеленой" составляющей. Например, Германия в контексте восстановления и защиты энергетической системы Украины отмечает переход Украины к зеленой энергетике. В соглашении с Италией Украина обязуется совершить перевод своей экономики на устойчивый и климатически нейтральный путь. Швеция также упоминает о "зеленом" переходе.
Отсутствие подробных механизмов восстановления и обеспечения украинской энергетики являются основными рисками двусторонних соглашений. К тому же, эти аспекты должны быть конкретизированы в следующих договоренностях.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.