Бизнес ищет пути развития баллонного дела
Во время перебоев с снабжением электроэнергией 2022-2023 именно газовый баллон стал лидером среди альтернативного источника энергии. Однако есть важный и неприятный нюанс – заправка подавляющего количества баллонов происходит на обычных автозаправках, что является незаконным. Это уже привело к ряду чрезвычайных ситуаций, которые, к сожалению, еще будут. Об этом пишет БізнесЦензор.
Популярность баллонный газ сохраняется и в текущем году: новых баллонов покупается более тысячи в месяц, а предприятия-поставщики загружены. Тем не менее, изменений в безопасности рынка за год не произошло - пунктов, где можно правильно заправить и обслужить баллон, остается критически мало.
"Расширение же легального поля фактически невозможно непомерно высоким барьером требований регулирующих органов. Полное реформирование рынка по образцу европейских стран – длительный комплексный процесс, однако в Украине нет даже намека на его начало", - говорят эксперты.
В Украине пульс потребления баллонного газа всегда сражался в негазифицированных районах городов и сел. Основное предназначение – приготовление пищи. Во время блэк-аутов 2022-2023 гг. многочисленные гражданские пользователи добавились отовсюду. С началом Великой войны важными потребителями стали военные. Таким образом, бытовое потребление сжиженного газа без преувеличений пережило ренессанс.
Но это оживление имело и другую сторону - стремительный рост несчастных случаев, констатирует ГСЧС. Основными причинами трагедий есть стихийный оборот баллонов и пренебрежение даже примитивными правилами их эксплуатации.
В государственном масштабе главных проблем, приводящих к несчастным случаям, две. Первая – безнадежная устаревшая баллонная парка, который последний раз масштабно обновлялся в середине 1980-х годов.
"При условии системного технического обслуживания срок службы стального баллона составляет 35-40 лет. Поэтому большинство баллонов находится в аварийном состоянии. А это значит, что при каждой заправке, их критически необходимо проверять", - говорит бывший сотрудник компании по дистрибуции баллонного газа.
Вторая проблема, по сути дополняющая первую – отсутствие достаточного количества точек, где можно получить квалифицированный сервис и наполнение баллона.
Большинство сетей категорически запрещают персоналу заправлять баллоны, но человеческий фактор, безальтернативность для потребителя и 50-70 грн для заправщика, приводят к тому, что АЗС остаются основным источником баллонного газа.
"Заправка баллонов на АЗК запрещена. Мы периодически проводим разъяснительную работу с персоналом. Но, к сожалению, не исключаем, что работники на свой страх и риск заправляют", – рассказали в одной из розничных сетей.
Заправка всегда рядом. Кроме того, потребителю не нужно ждать, пока кто привезет и заменит баллон, в котором, к тому же, остался такой дорогой газ. Также не обязательно покупать полный объем – можно заправить на столько денег, сколько есть. Да и никто не компостирует мозг с сервисом.
В Украине почти вся ответственность за баллон, начиная от заправки, заканчивая его подключением, лежит на компании-поставщике. На потребителе только безопасное использование в быту.
В европейских странах ответственность за использование баллона передается вместе с баллоном. Газ можно приобрести на заправке, хозяйском или даже в продуктовом магазине. Потребитель должен все подключить и обеспечить все меры безопасности.
Реформа рынка, работающего по советским регламентам, по лекалу европейских стран – дело тяжелое. Деятельность операторов регулируют численные законы, правила, указания и другие перекликающиеся друг с другом регламенты. Исправить отдельные узкие места, которые облегчили бы компаниям доступ к рынку, и соответственно повысили безопасность на нем, также не удается: то ли власти не идут на компромисс, то ли бизнес не очень настаивают.
"Мы пробовали внести изменения в законодательство по перераспределению ответственности, брав в качестве примера Европу. Но Государственная служба Украины по вопросам труда не пропустила их", - говорит председатель УАСХ Станислав Батраченко.
А пока бизнес ищет пути развития баллонного дела, государству не мешало бы начинать делать хоть какие-то шаги в направлении реформирования рынка. За год, прошедший из нового бума на газовые баллоны, в регуляции бытового рынка газа не сделано ни шага. Жесткая ограниченность количества и неудобная география легальных пунктов не оставляет возросшим в разы потребителям выбора, поэтому спрос на заправку баллонов на АЗС увеличивается.
"Легализация заправки баллонов на АЗС могла бы стать правильным решением. Хотя бы на период военного положения. Сегодня есть доступные технические решения, позволяющие провести осмотр баллона и в случае его исправности обеспечить его безопасное наполнение. Подготовка персонала – супер тяжелая, но проблема, которую можно решить", – считают эксперты.
Первым шагом могла бы стать либерализация правил торговли заполненными баллонами. Почему в Польше на каждой АЗС есть клетка с баллонами, а у нас не может быть? Операторам – дополнительная выручка, клиентам – гарантия исправности баллона.
Основной проблемой размещения своих баллонов на партнерских АЗС в BVS видят в квалификации баллонов. Если клиент принесет неисправный баллон на замену, его придется ремонтировать, а это около 2000 грн.
"Мы исследовали это направление. Пока видим большое количество административных преград. Если будет смягчение, то не исключено, что начнем обслуживать клиентов с баллонами", - рассказали в одной из небольших сетей.
В другой региональной сети тоже продвинулись по этому вопросу:
"Там все не просто, но по желанию можно все оформить. Думаю, на наших заправках скоро появятся клетки с баллонами".
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.