Представитель банка в суде настаивал, что их клиентка сама виновата в произошедшем. Вроде бы она кому-то сообщила данные по своему счету и деньги исчезли.
21 ноября 2022 в 00:49 с кредитной карты женщины в Ощадбанке кто-то снял около 10 тыс. грн. Воры это сделали двумя переводами, о чем владелица счета узнала только утром.
После того, как на ее мобильный телефон поступило сообщение о снятии средств, она позвонила в контакт-центр Ощадбанка. Женщина сообщила, что у нее украли деньги и просила заблокировать счет.
Пострадавшая потребовала разобраться в ситуации и провести расследование, однако ни от Ощадбанка, ни от НБУ об их результатах она не узнала. Тогда в январе 2023 она решила написать заявление в полицию.
Только в июне прошлого года было открыто уголовное производство №12023041560000241 по факту мошенничества, которое совершили в условиях военного положения. Но преступников к моменту рассмотрения дела в суде так и не поймали. К этому добавились требования от банка оплатить платеж по ссуде.
«На мобильный телефон (женщины) поступило SMS сообщение от AT «Государственный сберегательный банк Украины» о необходимости срочно оплатить просроченный платеж, – написано в материалах дела на сайте судебного реестра, - кредит и проценты за пользование кредитными средствами являются обязательством по погашению кредитных средств, которые были сняты 21 ноября 2022 года. Таким образом, кредитная задолженность возникла в результате списания средств».
Когда стало ясно, что банк не будет списывать долг, женщина обратилась в суд.
В иске женщина просила восстановить остаток средств на счете и оплатить 5 тыс. грн. расходов на своего адвоката. На это представитель банка в суде ответил, что в ноябре 2022 от ее имени кто-то зарегистрировался в приложении Мобильный Ощад.
Перевод средств был сделан с помощью биометрических данных в приложении. По его версии событий, это могло произойти, если данные о карте стали известны кому-то еще, кроме владелицы. И в этом вина их клиентки. Однако женщина настаивала, что она никому не сообщала данные по своему счету.
«Банк не доказал, что она как заемщик своими действиями или бездействием способствовала потере, незаконному использованию персонального идентификационного номера или другой информации, позволяющей инициировать платежные операции», - заявляла адвокат женщины.
Судья Пятихатского районного суда Днепропетровской области Юлия Кудрявцева считала, что должны быть доказательства, что клиент действительно потерял карточку или сообщил ее посторонним.
«Только наличие обстоятельств, бесспорно доказывающих, что пользователь своими действиями или бездействием способствовал потере, незаконному использованию ПИН-кода или другой информации, позволяющей инициировать платежные операции, является основанием для его привлечения к гражданско-правовой ответственности», - говорится в решении суда.
То, что кто-то от имени клиентки зарегистрировался в мобильном приложении банка, могло быть этими доказательствами. Однако такой информации не было.
«Проведение финансовых операций по карточному счету произошло не по ее распоряжению, (женщина) не должна нести ответственности за такие операции. Зато обнаружив совершение уголовного правонарушения, (она) сообщила об этом факте в банк и обратилась в правоохранительные органы», - отметила судья Кудрявцева.
Поэтому было решено, что Ощадбанк должен был восстановить средства на кредитном счете клиентки и компенсировать 3 тыс. грн на оплату труда ее адвоката. Кроме того, банк должен был списать начисленные проценты, пеню, штрафные санкции и сумму комиссии за перерасчет средств.
Ощадбанк подал на это решение жалобу. На момент подготовки материала это не было известно, чем закончился этот спор.
Информатор писал, что киевлянин хотел забрать у Ощадбанка свой советский вклад.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.