В октябре 2023 года СБУ рекомендовала Энергетической таможне исследовать каждую партию горючего из основных портов этих стран.
Во время полномасштабной войны с Россией в Украину продолжает попадать сжиженный газ и дизельное топливо. Осенью 2022 года из Польши и стран Балтии начался массовый импорт сжиженного газа (LPG) российского происхождения, ведь этот вид горючего не попал под европейское эмбарго. Это не только помогает финансировать страну-агрессоршу, но и угрожает энергетической безопасности Украины. Об этом эксперт консалтинговой группы "А-95" Артем Куюн написал в своей колонке для "БизнесЦензора".
Российский газ был на 200-300 долларов дешевле ближайшей нероссийской альтернативы, поэтому до марта 2023 года доля российского газа в общем импорте достигло почти 80%. В ответ Правительство запретило импорт LPG российского происхождения в Украину, а таможня потребовала подтверждения всей цепочки транспортировки от производителя газа до украинской границы. Однако польские и балтийские трейдеры изобрели новую схему перепродажи российского горючего в Украину, получив лицензии на производство LPG, хотя не обладали соответствующими мощностями.
"Государственные инспекции Польши лишь подтвердили, что трейдеры имеют лицензию на производство, а им считается и обычное смешивание… То есть, замиксовав две партии российского газа, "производители" начали выдавать европейский сертификат происхождения. И хотя это конкретно противоречит требованиям Таможенного кодекса ЕС, никого кроме Украину это не волновало", - объяснил Куюн.
Пока газотрейдеры указывают на украинской таможне документы на импорт якобы американского, норвежского или шведского газа. По его словам, единственное, что осталось, так это старый вопрос: Откуда такая цена?
"В порту Гданьска "нероссийский" газ стоит 700 долларов и еще 100 долларов нужно потратить на транспорт на украинскую границу. Но почему-то на границе он декларируется по 650 долларов", - отметил Куюн.
"Похоже, мы снова имеем дело с "соседским" горючим. Турция перештамповывает в своих портах большинство ресурса из Новороссийска и Туапсе. Из портов, давно в стоп-листе украинской таможни, горючее продолжает идти в Грецию, Румынию, Болгарию. А в море" курсирует множество танкеров с выключенными транспондерами", – указал Куюн.
У берегов Румынии находится несколько огромных танкеров-накопителей. Они принимают прямые рейсы из русских и турецких портов.
"Зачем они накапливают "подсанкционное" ГП под берегами страны ЕС, запретившей мероприятие в свои порты судов с товарами российского происхождения? Куда потом идет это горючее? Вопросов хватает", - добавил Куюн.
В свою очередь Грузия импортирует российское дизельное топливо в объемах, гораздо больше внутреннего потребления. В то же время страна экспортирует из собственных портов уже вроде бы исключительно нероссийское горючее. Куюн подчеркнул, что импорт российского горючего по "серым" схемам не только помогает финансировать страну-агрессорку, но и угрожает энергетической безопасности Украины. Следовательно, его необходимо эффективно останавливать. СБУ и СНБО уже сделали несколько шагов в этом направлении, используя данные Bloomberg, Reuters и украинских исследователей.
"Надо идти дальше, потому что схемы меняются. Здесь нужно уметь говорить "нет" и некоторым нашим "партнерам". Трейдеры из Польши и Балтии не скрывают, что за последние два года заработали больше, чем за предыдущие десять. Можно только догадываться, цифры со скольки нулями положили в карман турки, обрабатывая десятки миллионов тонн нефти и нефтепродуктов "агрессора".
Первая причина повышение цен на топливо есть то, что законодательство Украины приближается к законодательству Евросоюза по акцизным налогам. Второй причиной станет введение акцизной политики. Как объяснял "24 канала" директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн, с каждого километра пути должен уплачиваться единый равный налог, независимо от того, на каком топливе уезжает машина.
"И я считаю, что на сегодня это очень справедливо. Не понимаю, почему из акциза едущего на газ покупают только один бронежилет для военного, а из акциза проехавшего такой же километр на бензине - четыре бронежилета", - говорил Куюн.
Таким образом, с 1 января 2028 года ставки составят:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.