В Украине продолжается изнурительная бюрократическая битва за контроль на рынке криптовалюты: в чем противостояние

В Раду подано два альтернативных законопроекта о налогообложении виртуальных активов

Криптовалюта, налогообложение
В Раде зарегистрировано два законопроекта по налогообложению криптовалюты

Регулятор рынка капиталов НКЦБФР и Минцифры уже несколько лет ведут изнурительную бюрократическую битву за контроль на рынке криптовалюты и других виртуальных активов. Теперь стороны подготовили альтернативные законопроекты. В чем принципиальное отличие подходов рассказал президент International Advisers Association Эдуард Голодницкий. Основные тезисы опубликовал Минфин.

Что предлагается в законопроектах

Эдуард Голодницкий рассказал, что сейчас, на уровне закона о предотвращении легализации доходов, закреплено право Минцифры определять политику AML (Anti-Money Laundering), а по закону о виртуальных активах – регулятором крипторинки считается НКЦБФР. Но фактически оба закона не работают.

В ноябре в Верховную Раду с разницей в неделю представлены два альтернативных законопроекты 10225 и 10225−1 о налогообложении виртуальных активов Поэтому битва двух виз регулирования рынка виртуальных активов из блокчейн-конференций снова попала в стены парламента. Законопроекты сразу включают изменения в Налоговый кодекс, новую редакцию Закона «О виртуальных активах» и косметические изменения в другие законы.

По словам Голодницкого, если сравнивать версии новых редакций о виртуальных активах, они очень разные — концептуально и в объемах регулирования.

«Версия от НКЦБФР подробно гармонизирует с MiCA относительно жестких требований ЕС к криптопровайдерам, а проект Минцифры 10225-1 предлагает, по сравнению с этим, либеральные подходы, поскольку философия Минцифры и криптанов, что крипторинок лучше еще «возрастить». Хотя последний год лично я вижу в комитетах ВР предложение просто имплементировать нормы ЕС, а не ждать, когда вступим в ЕС и просим переходный период», - сказал эксперт.

Например, говорит Голодницкий, в проекте НКЦБФР указано, что виртуальные активы не являются средством для платежей, кроме токенов электронных денег, которые могут быть только в гривне и выпущены украинскими банками. А цифровые деньги НБУ не виртуальный актив, а будут новой формой гривны. Украинские криптобиржи должны быть расположены в Украине, а директор – быть гражданином Украины. Иностранные криптобиржи должны состоять из стран ЕС или стран, акцептованных НКЦБФР и НБУ. Авторизацию рассматривают 40 дней в НКЦБФР. Предлагается бан на допуск к торгам виртуальных активов со встроенной функцией анонимизации и российских криптоактивов. Криптобиржа должна хранить проводки клиентов 5 лет. Криптопровайдеры и криптосоветники должны вносить ежегодную оплату от 425 тыс. грн в год.

«Минцифры предлагает более либеральный подход. К примеру, бессрочную авторизацию провайдеров через месяц после подачи документов за плату в 17 тыс. грн для украинских резидентов и 51 тыс. грн — для нерезидентов. Для консультации на крипторынку предлагается 10-летний период отсутствия требования авторизации. Майнинг не нуждается в авторизации», - объяснил Голодницкий.

Разница налогообложения криптовалют

  1. Альтернативный проект 10225-1 от Минцифры предлагает облагать ННП и НДФЛ финансовым результатом «на выход из крипты». То есть, когда лицо отчуждает виртуальный актив (ВА) в обмен полностью или частично на деньги, товар, услугу. Базой является разница между договорной стоимостью отчуждения ВА и стоимостью приобретения или эмиссии (майнинга) ВА. Если BA обмениваться на ВА, то эта операция не попадает в учет. Проект от НКЦБФР предлагает облагать налогом любое отчуждение (и обмен ВА на ВА), если оно приводит к приросту капитала.
  2. Проект НКЦБФР предлагает вести отдельный учет результатов по каждому виду ВА, а альтернативный проект — два вида учета: учет по служебным токенам (utility token) и другим ВА.
  3. Ставки ННП и НДФЛ по основному проекту — 18%, а в альтернативном — для финансового результата до 7 млн ​​грн предлагают для первых 3 лет льготную ставку НДФЛ — 5%, затем ставку 9% еще 5 лет, и только через 8 лет — ставку 18 %. Разумеется, через 8 лет стандартная ставка НДФЛ может измениться и вообще быть разбита на прогрессивную шкалу.
  4. Проект НКЦБФР запрещает плательщикам единого налога операции с ВА, альтернативный — не запрещает консалтинг по ВА и отчуждению служебных токенов, эмитированных самим плательщиком ЕН.
  5. Проект НКЦБФР предлагает криптопровайдерам удерживать НДФЛ по инвестиционной прибыли клиентов, а альтернативный - только подавать информацию в ГНС и хранить записи о доходах и расходах на приобретение ВА клиентами в течение 3 лет.
  6. Проект НКЦБФР освобождает от НДС операции с ВА, если это не опосредованная поставка гражданского объекта по ВА по индивидуальным признакам. А альтернативный — предлагает не освобождать служебные токены.
  7. Проект НКЦБФР освобождает от НДС предоставление услуг, связанных с оборотом ВА, посредством обмена ВА и перевода. Альтернативный — освобождает любые услуги, связанные с оборотом ВА, кроме консалтинговых.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube