В Верховной Раде объяснили, как будет работать новый закон о добросовестном лоббировании: подробности

Читати українською

Чтобы принять законопроект, Верховная Рада рассмотрела более 1 300 предложений и поправок от народных депутатов

Читати українською
Верховная Рада Украины, лоббизм
В Верховной Раде дали объяснение о чем говорится в законе о добросовестном лоббизме

Чтобы принять законопроект, Верховная Рада рассмотрела более 1 300 предложений и поправок от народных депутатов

Верховная Рада Украины 23 февраля приняла закон о добросовестном лоббировании. Он должен урегулировать взаимодействие между государственными органами и лоббистами в соответствии с международными стандартами. Законопроект № 10337 был разработан Кабинетом Министров и призван обеспечить прозрачность и правовые устои для лоббирования в Украине. Верховная Рада рассмотрела более 1300 предложений и поправок в законопроект от народных депутатов перед тем, как его принять.

О деталях законопроекта идет речь на сайте Верховной Рады. Отмечается, что при его доработке до второго чтения были учтены международные стандарты и рекомендации, в частности Европейской Комиссии

Народные избранники внесли изменения, которые предложили в ЕК и подготовили его ко второму чтению. Какие изменения произошли с проектом закона:

  • изъяты понятия «адвокация» и родственные понятия;
  • выведены из-под действия закона о лоббировании деятельность общественных объединений и других неприбыльных организаций, кроме случаев, когда такая деятельность касается коммерческих интересов;
  • уточнены отдельные понятия, в частности, такие как «лоббирование», «предмет лоббирования», «объект лоббирования», «бенефициар».
  • уточнен срок предоставления отчетности субъектами лоббирования и содержание отчета.

Основные положения закона определяет: 

  • терминологию в области лоббирования;
  • сферу действия Закона, в частности, деятельность, которая не является лоббированием в соответствии с настоящим Законом;
  • принципы лоббирования;
  • вопросы создания Реестра прозрачности как информационно-коммуникационной системы, обеспечивающей сбор, накопление, защиту, учет, отображение, обработку и предоставление информации о субъектах лоббирования и их отчетность;
  • правовые основы осуществления лоббирования, в частности, методы лоббирования, ограничения предмета лоббирования, требования к договору лоббирования, права и обязанности субъектов и объектов лоббирования, а также права и обязанности клиента по договору лоббирования;
  • отчетность субъекта лоббирования, вносимого в Реестр прозрачности;
  • мониторинг соблюдения требований законодательства по вопросам лоббирования, в частности, относительно достоверности сведений, подаваемых субъектами лоббирования в Реестр прозрачности, а также достоверности сведений, указанных субъектами лоббирования в отчетах, осуществляет Национальное агентство в пределах полномочий и на основаниях, определенных настоящим Законом и Закон Украины «О предотвращении коррупции».

Закон «О лоббировании» вступает в силу на следующий день после его публикации. Он начинает действовать через два месяца после запуска Реестра прозрачности, но не позднее 1 января 2025 года.

На кого будет распространяться действие закона?

Кабинет министров Украины вносил предложение о деятельности общественных активистов не будет квалифицироваться как лоббирование. Их также исключат из Реестра прозрачности, предназначенного для лоббистов. Законодательство также не будет применяться к дипломатическим учреждениям, медиа, политическим партиям, а также к деятельности, связанной с международной технической помощью. В целом, законопроект № 10337 реформирует определение лоббирования, ограничивает политическое финансирование в этой сфере и упрощает отчетность для лоббистов.

«Ограничено политическое финансирование лоббирования. Политические партии, медиа, религиозные организации, кандидаты на выборы не смогут быть лоббистами или продвигать свои интересы через лоббистов. Техническое ведение Реестра прозрачности, в котором должны регистрироваться все субъекты лоббирования, и государственный надзор за соблюдением требований законодательства в сфере лоббирования оставлен за НАПК, но общие правила регулирования будет устанавливать Кабинет Министров Украины. Упрощена отчетность для субъектов лоббирования. В своих полугодовых отчетах не должны будут указывать точные финансовые показатели, но одновременно отчитываться о своих встречах с топ-чиновниками», – отметил председатель Комитета ВР по вопросам правовой политики Денис Маслов.

Еще некоторые подробности по этому законопроекту

После подписания закона президентом Украины НАПК начнет работу по созданию Реестра прозрачности – информационно-коммуникационной системы, где будут собирать, учитывать и обрабатывать информацию о субъектах лоббирования и их отчетности, сообщила пресс-служба агентства.

Принятие закона является одной из четырех рекомендаций Еврокомиссии. Их выполнение Украина должна завершить до марта согласно ноябрьскому отчету Еврокомиссии по расширению. Это единственное условие, которое оставалось. Кроме требований Еврокомиссии, законодательное урегулирование процессов лоббирования предусмотрено п. 3 Плана мер по предотвращению злоупотребления чрезмерным влиянием лицами, имеющими значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархами), Государственной антикоррупционной программой на 2023–2025 годы и рекомендациями.

Теперь лоббисты смогут участвовать в подготовке и написании законопроектов. Воспользоваться услугами лоббистов не сможет бизнес, клиентом, бенефициаром или владельцем которого является гражданин рф или беларуси.

Закон не предусматривает установление ответственности для государственных служащих об обязанности регистрации их взаимодействий с лоббистами. Это, по мнению некоторых экспертов, может предоставить властям средство давления на общественные организации и бизнес-ассоциации. Несмотря на это, законодательство вводит государственный контроль деятельности лоббистов со стороны Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК). В то же время по новому закону, лоббистами могут считаться лица, критически настроенные к действующим законам или законопроектам, которые выражают свои взгляды или предложения в социальных сетях.

Информатор и «Україна на часі»: что посмотреть на YouTube

Также следить за материалами в видео-формате вы можете на наших ютуб-каналах «Україна на часі», а также «Україна на часі Shorts». Там оперативно появляются новости – от событий на фронте, политики и экономики до спорта, шоубиза и светской хроники. Также можно узнать комментарии ведущих экспертов или просмотреть ежедневные, еженедельные и даже ежемесячные подборки главных новостей.

Ветеран войны Юрий Гудыменко дает свое видение ситуации с выходом наших войск из Авдеевки. Мы рассмотрим, может этот выход указывать на то, что россияне, захватив эту «Фортецю», готовы легко продолжить свое наступление дальше. Присоединяйтесь к просмотру, чтобы узнать больше.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.