Банки без света – украинцы без наличных денег: почему не работают отделения банков с Power Banking

Разрекламированная Нацбанком программа Power Banking не решает всех проблем при отключении света, несмотря на все усилия финансистов

НБУ, отключение света
Программа Power Banking не решает всех проблем с банковским обслуживанием

Жара и длительные отключения света спровоцировали новую волну жалоб украинцев на проблемы банковского обслуживания. Оказалось, что программа Power Banking не разрешает всех проблем. Отделения не работают, банкоматы не выдают, но списывают средства. Чтобы проанализировать ситуацию, «Минфин» обратился за разъяснениями в Национальный банк.  О результате они написали 23 июля.

Главные проблемы без света

О проблемах с банковским обслуживанием заговорили еще до повышения температуры до более 30 °C, когда электроэнергию отключали в стране в среднем на 3-4 часа за раз. Но когда свет начал исчезать на 6-7 часов и дольше, количество жалоб потребителей заметно увеличилось. За ними можно следить в разделе отзывов банковских клиентов на портале Минфина.

Чаще люди говорили о нехватке в своих населенных пунктах энергонезависимых отделений обслуживающего банка. Причем это касалось не только структур с маленькой сетью, но и таких гигантов, как государственный ПриватБанк, который на 1 июля 2024 года имел 1 120 точек.

«Житомир! 3 дня подряд не работают отделения банка. Все аптеки и магазины подключают генераторы, а ПриватБанк, говорят «не заработал», – возмущается житомирский клиент.

Также люди жалуются, что проблемы возникают в процессе отключений света. Из-за них они остаются без денег.

«Снимала деньги в банкомате Райффайзен Банк (после включения света была перезагрузка банкомата), денег не выдал, с карточки списали. Подала заявку на возврат средств, сказали ожидать 60 дней первый ответ, такой регламент. Это не допустимо в сегодняшних условиях! Этот Регламент нужно менять, потому что это условия войны!!!» – отметила в отзыве Елена Мерена.

Такие случаи не единичны, и количество претензий к невыдаче наличных из-за проблем с электричеством растет с каждым днем.

Ключевые проблемы клиентов банков из-за отсутствия электроэнергии:

  1. Нет возможности оплачивать картой товары и услуги. POS-терминалы магазинов часто не работают (особенно небольших), и картой невозможно расплатиться даже в местах, где стоят генераторы.
  2. Нет возможности снять наличные в банкоматах и ​​на кассах магазинов для расчетов. Где-то банкоматы обесточены, а где-то пустуют из-за роста спроса на наличные во время отключений света. Банки не всегда успевают наполнять их гривной.
  3. Нет возможности оперативно вернуть себе гривну, не выданную банкоматом при выключении/переключении света. Банкомат просто зависает, не успевая отдать наличные, однако производится списание со счета. Правила международных платежных систем действительно дают банку решение этой проблемы 60 дней, но далеко не все имеют возможность ждать так долго.
  4. Нет возможности заявить банку о краже денег с карты. В первую очередь из-за отсутствия связи при отключениях электроэнергии. Когда в целых районах после отключения света связь исчезает на 6-7 часов или дольше, владелец счета даже не узнает, что его грабят в этот момент.
  5. Нет возможности получить финансовые услуги, если в отделении банка нет света или оно не оснащено всей техникой автономной работы. Бывает даже так, что без электроэнергии оказываются точки, заявленные как энергонезависимые, и входят в сеть, которую НБУ назвал Power Banking.

Что обязаны обеспечить банки

Все эти проблемы, казалось бы, не должны возникать. Ведь Нацбанк еще в начале войны утвердил свое Постановление №23, которым обязал банки обеспечить свои отделения всем необходимым для автономной работы. Даже если не будет ни света, ни связи, они обязаны функционировать – 35% отделений каждого банка в отдельно взятом регионе.

5 декабря 2022 года к этому документу появилось приложение (Постановление НБУ №239), где четко описано, что должно быть в каждом таком энергонезависимом отделении:

  • Резервный источник электропитания и запас топлива не менее чем на 3 дня с постоянным пополнением.
  • Надлежащее техническое обслуживание резервных источников питания, а в случае неисправности – безотлагательно (в течение 1 суток) принятие мер по возобновлению работы – ремонт/замена.
  • Обеспечение связи с учетом возможного ограничения поставок электроэнергии.
  • Обеспечение отделения дополнительной банковской техникой, включая платежные устройства – банкоматы, POS-терминалы, терминалы самообслуживания (ПТКС).
  • Поддержка резервирования информационных систем, в частности с использованием облачных услуг.
  • Обеспечение безопасности кассовых операций и своевременная инкассация наличных денег.

В Нацбанке не скрывали, что создание в Украине такой энергонезависимой сети — одно из важных достижений нашего финансового сектора и регулятора, выдвинувшего жесткие требования в военное время. После первых вражеских атак на нашу энергетику в ноябре 2023 года глава НБУ Андрей Пышный неоднократно заявлял, что автономные банковские отделения могут быть альтернативой «пунктам несокрушимости», куда люди, в случае необходимости, могут заходить не только за финансовыми услугами, но и просто погреться, зарядить мобильные телефоны.

И сейчас, во время рекордной жары, в Национальном банке также говорят, что энергонезависимые отделения банков работают в нормальном режиме и регулятор не получает жалоб на них. Их объединили в проект под названием Power Banking, и он стал брендом, которым гордится руководство НБУ. Настолько, что носит на официальных мероприятиях одежду с этим наименованием.

Украина, как страна, даже внесла Power Banking в официальный Меморандум, который недавно подписала с МВФ под выделение нам четвертого кредитного транша в $2,2 млрд. Взяла на себя обязательства по поддержке энергонезависимой сети банков. По состоянию на 15 июля в эту сеть входило 2397 дежурных отделений, обслуживающих физлиц, — это более половины действующих в стране банковских точек — 54%. Полный список размещен на сайте НБУ и может регулярно корректироваться.

 

Как Нацбанк контролирует Power Banking

Чтобы понять, как на практике работают входящие в Power Banking отделения, «Минфин» направил официальный запрос в НБУ.

Отчет Национального банка оказался неожиданным. Оказалось, что никаких проверок на местах не проводится, хотя регулятор считает энергонезависимость важным элементом банкинга и ставит его в пример международным партнерам Украины.

«Регулятор имеет право принять решение о применении к банкам мер влияния в случае невыполнения требований Постановления № 23. В то же время Национальный банк не ставит основной целью инспекцию отделений сети Power Banking и применения мер воздействия по отдельным неработающим отделениям. Инициатива Power Banking — элемент общественной ответственности банковского бизнеса перед гражданами, активно поддержанный и быстро внедренный банковским сообществом. Мы убеждены, что каждый банк осознает свою роль в общенациональном проекте по обеспечению несокрушимости и непрерывности функционирования критически важных процессов в условиях энергетического террора", — говорится в официальном ответе Нацбанка для Минфина.

Напомним, НБУ имеет право делать не только письменные предупреждения за нарушение какого-либо своего определения, но также выписывать штрафы до 1% уставного капитала банка. У крупных структур, вроде ПриватБанка и Сбербанка, уставный капитал исчисляется миллиардами (206 млрд грн и 49,5 млрд грн соответственно), поэтому речь может идти просто о гигантских взысканиях. Но в этом случае к ним не прибегают, полагаясь на совесть банкиров.

Дополнительный аргумент со стороны Нацбанка – ему не поступали жалобы на отделения, не работающие в сети Power Banking. В НБУ нам также сообщили, что Андрей Пышный побывал в таких отделениях трех банков (Сбербанк, ПриватБанк, Сенс Банк) в апреле 2024 года в Харькове, и там все работало.

У регулятора не обещали и в будущем массовые проверки банковских отделений при отключениях света. Но сказали, что готовы проводить инспекции по жалобам украинцев, если такие будут поступать. Клиентов банков призвали информировать регулятора о неработающих точках и входят в список энергонезависимых.

«Если у вас есть информация о конкретных случаях, когда отделения сети Power Banking не работали, просим поделиться ею, указав название банка и адрес отделения. Также все граждане, сталкивающиеся с такими случаями, могут сообщить об этом НБУ. Национальный банк будет реагировать и проводить проверки указанных фактов с целью выяснения ситуации и ее разрешения», — заверили сотрудники нацбанка в своем ответе для «Минфина».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube