Размер акциза должен соответствовать общественной цене потребления соответствующих товаров
В конце 2023 г. Даниил Гетманцев анонсировал увеличение акциза на сжиженный газ для авто с 52 евро за тыс. л до 160-170 евро. Сколько после этого будет стоить автогаз, да справедлива ли такая акцизная политика государства? Об этом рассказал эксперт для ЭП.
В Украине уже ближайшие несколько месяцев хотят повысить акциз на автогаз втрое. В конце 2023 года председатель комитета Верховной Рады по вопросам налоговой, таможенной и финансовой политики Даниил Гетманцев анонсировал увеличение акциза на сжиженный газ для авто с 52 евро за тыс. л до 160-170 евро, чтобы уравнять акциз в соответствии с энергетической ценностью горючего и имплементировать практики ЕС
По расчетам старшего экономиста CASE-Ukraine, специалиста Экономической экспертной платформы Владимира Дубровского, имплементация такой практики приведет к тому, что вместо 2,6 грн. с учетом НДС на каждый литр автогаза владельцам автомобилей придется платить более 8 грн. на л.
"То есть "нормальная" цена литра газа достигнет 34-36 грн, как в худшие времена, при его дефиците осенью 2023 года", - отметил эксперт.
Он пояснил, что поскольку на одно и то же расстояние приходится тратить на 25-30% больше литров газа, чем бензина, это будет означать, что экономия текущих затрат благодаря использованию газа уменьшится почти вдвое в нынешних ценах.
«Учитывая, что для перехода на сжиженный газ авто приходится переоборудовать и это стоит 500-1?000 и более евро, в случае анонсированного председателем комитета роста акциза желающих это делать ощутимо станет меньше. Более того, при таком соотношении дизельный двигатель становится экономнее бензинового с ГБО. Хотя те, кто уже инвестировал в ГБО, вынуждены будут платить больше, благодаря чему бюджет получит еще около 120 млн. грн. Но какой ценой?», - заметил Дубровский.
Он напомнил, что акциз вводится, чтобы цена отражала не только баланс спроса и предложения с учетом стоимости производства, но и негативные эффекты, причиненные обществу потреблением этого товара, и возникающие в связи с этим расходы.
«В частности, акциз на горючее отражает ущерб от выбросов, которыми автомобили загрязняют воздух. Исходя из этого, размер акциза должен соответствовать общественной цене потребления соответствующих товаров; а если несколько видов товара могут заменять друг друга, то правильно структурированный налог должен стимулировать переход от более вредных к менее вредным продуктам», - убежден эксперт.
Дубровский отметил, что сжиженный газ значительно экологичнее бензина и дизельного топлива. Результаты могут быть разными, в зависимости от двигателя и режима движения, но, просмотрев многие исследования, можно сказать, что газ вдвое меньше вредит окружающей среде.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал Viber можно здесь.