Рост цен, дефицит бензина и коррупционные риски – экономист о решении правительства по запрету ряда видов горючего в Украине

Читати українською

Министерство обороны будет вынуждено заново проводить тендеры на покупку горючего

Читати українською
Аудитор Михаил Крапивко
Аудитор Михаил Крапивко

Министерство обороны будет вынуждено заново проводить тендеры на покупку горючего

Из-за решения правительства запретить продажу в Украине этилового бензина и восстановить требования к качеству горючего на уровне не ниже Евро 5 в Украине подорожает не только топливо. На 10-12% возрастут в цене продукты питания, товары и услуги. И конечно, стоимость проезда в общественном транспорте. Вероятно, создастся дефицит бензина и дизтоплива – что особенно опасно в преддверии посевной кампании. В то же время поступления в бюджет, вероятно, снизятся. О возможных последствиях принятия решения Информатору рассказал аудитор, экономический эксперт Михаил Крапивко.

Рисков правонарушений нет, но этого не исследовали

Напомним, что Министерство энергетики Украины объявило сообщение об обнародовании проекта регуляторного акта-проекта постановления Кабинета министров Украины «О внесении изменений в Технический регламент относительно требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу». В частности, в части возобновления действия требований качества топлива на уровне не ниже Евро 5, имплементации положений актов законодательства Европейского союза (Директивы №98/70/ЕС и Директивы №1999/32/ЕС) относительно запрета продажи этилированного бензина и установления требований на топливо, используемое в дорожных транспортных средствах и недорожной подвижной технике (включая суда внутреннего плавания), сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторах и рекреационных судах.

«По состоянию на сегодняшний день налажены новые маршруты поставки нефтепродуктов, участниками рынка заключены долгосрочные контракты с европейскими производителями и международными трейдерами, ситуация на топливном рынке стабильна. Удовлетворяются потребности экономики государства, Вооруженных сил и других потребителей бензинами и дизельным топливом надлежащего качества и в необходимом объеме», – говорится в пояснительной записке.

Министр энергетики Украины Герман Галущенко отметил, что в проекте "отсутствуют положения, содержащие риски совершения коррупционных правонарушений и правонарушений, связанных с коррупцией, создают основания для дискриминации". Вместе с тем он подчеркивает, что общественная антикоррупционная, общественная антидискриминационная и общественная тендерно-правовая экспертизы не проводились.

Возможен дефицит на фоне роста цен

О возможных последствиях принятия решения Информатору рассказал аудитор, экономический эксперт Михаил Крапивко. По его мнению, вырастет стоимость топлива. Потому что ограничится круг поставщиков и повысится качество топлива. Во-вторых, может возникнуть временный дефицит – если не будет переходного периода. То есть когда сегодня говорят, что через один-три месяца продажа будет запрещена, то при этом дается переходный период для того, чтобы отработать то топливо, что уже запрещено, заключить новые контракты на другое топливо.

Эксперт подчеркивает, что сразу резко повысится цена на топливо, которое есть – и это первая стадия регулирования. Это будут объяснять тем, что вроде бы возник дефицит, что неожиданное ограничение вызвало дефицит на мировом рынке и там поднялась стоимость топлива, поэтому заключаются контракты на более высокую стоимость, чем было. Есть информационный повод.

«На мой взгляд, стоимость 95-го бензина на АЗС прыгнет минимум до 65 гривен за литр. И со временем это отразится на всем: и на продуктах, и на других товарах, и на перевозчиках – в том числе и тех, кто обслуживает местные маршруты. Если цена топлива вырастет на 10-12 процентов, то на такую ​​же сумму как минимум увеличится стоимость продуктов и товаров. Как всегда, от этих нововведений проигрывает конечный потребитель – конечный гражданин, платящий за все в государстве. Повысится все – в том числе и давление», – уверен Михаил Крапивко.

Он предлагает вспомнить, что с середины прошлого года у нас все правила предпринимательства возвращаются на довоенный уровень. То же происходит и с топливом. Власти видят, что им недостаточно денег. А есть еще оправдание: временно остановилась помощь Соединенных Штатов и нужно больше собирать собственных налогов. Вместе с тем может сократиться объем продаж. И вследствие этого бюджет не получит дополнительные средства, на которые рассчитывают. Как всегда: хотят больше, а получат меньше.

«Наверное, кто-нибудь будет вынужден сократить потребление. На какой-то период – месяц-полтора – может возникнуть дефицит. И это делается в преддверии посевной кампании, когда потребление растет», – отмечает эксперт.

Коррупционная составляющая

Если взять ВСУ, как одного из крупнейших потребителей топлива, то, по мнению аудитора, следует отметить, что для старой советской и украинской техники и бронетехники к топливу неприхотливы. Наше Министерство обороны закупает топливо по принципу более низкой цены, проводя тендерные процедуры. Сейчас этим занимается Агентство тылового обеспечения. Все контракты заключены на самое низкокачественное топливо. И если будет введен запрет – Министерство обороны в лице агентства будет вынуждено отменить заключенные контракты и заключить новые.

«Здесь я вижу коррупционную составляющую. Договаривались и платили другим. А теперь сменилось руководство министерства и агентства. И теперь, если нужно, чтобы платили нам – нужно перезаключить контракты. Это большая дополнительная финансовая нагрузка – в том числе и на бюджет. Без которого пока можно обойтись. Речь идет о миллиардах гривен», – говорит аудитор.

Он проанализировал также перспективу поступлений от таможенных процедур. Они берутся от контрактной стоимости. Поэтому если контрактная стоимость увеличится, то должны вырасти и поступления. Но если снизится объем, то в итоге можем иметь те же поступления.

«И так у нас всегда: когда законотворец или исполнительная власть хочет что-то увеличить – в лучшем случае все остается на прежнем уровне. Поэтому хорошо, если не убавится. У нас выросла минимальная зарплата и прожиточный минимум – надо уже забирать лишние деньги у населения. Потому что больше денег негде взять. А, учитывая вчерашнее выступление президента, где он говорил о программе защиты бизнеса от имени Совета нацбезопасности, то это делать самое время. Бизнес защищаем, а он за это платит», – резюмирует Михаил Крапивко.

Игорь ТЁМИН

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.