Ежедневно на глубину несколько сотен метров на одной из шахт ДТЭК неподалеку Павлограда спускается более 120 женщин - это лишь 3% всех подземных работников шахты, хотя полтора года назад это число равнялось нулю
После начала большой войны на шахтах ДТЭК произошла большая смена. На производстве появились женщины, которым раньше запрещалось работать под землей. В ДТЭК говорят, что без женщин стало невозможно добывать уголь. Об их работе в шахтах Западного Донбасса написала 15 февраля Еpravda.
По словам заместителя директора "ДТЭК Павлоградуголь" Андрея Чернецкого, такой шаг вынужден: на одной из шахт недалеко от Павлограда за два года тысяча шахтеров стали военными – это четверть работников.
"Теперь без женщин стало невозможно добывать уголь на Западном Донбассе. Готовых специалистов, которые пришли бы и работали в тех условиях, в которых мы работаем, почти нет. В результате не хватает людей", - говорит Чернецкий.
Сегодня все больше работниц проходят обучение, чтобы овладеть новой профессией, а перечень подземных профессий для женщин пополняется новыми.
Работать на тяжелых, опасных и подземных работах женщинам недавно запрещал Кодекс законов о труде от 1971 года. Забота о сохранении репродуктивной функции не подвергалась сомнению до марта 2022 года. Из-за начала великой войны парламентарии решили временно отменить эту норму. Женщин в металлургии и на добывающих предприятиях, на самом деле, всегда хватало – на "Павлоградуголь" их была треть, однако все работали преимущественно на поверхности.
Спуск на глубину 260 метров по ощущениям сравним со взлетом самолета: так же шумно, так же закладывает уши. Последнее чувство не исчезает еще некоторое время. Как только переступаем порог лифта, нас встречает стволовая подземная Ольга. Благодаря ей работники, грузы и принадлежности с поверхности попадают на глубину.
На своем посту Ольга всего полгода. До начала войны она работала на Авдеевском коксохимическом заводе, который с 2014 года находился под периодическими обстрелами россиян. Сейчас в Авдеевке продолжаются тяжелые бои. От предприятия почти ничего не осталось, и восстановлению оно не подлежит.
Любая шахта имеет свой подземный транспорт, ведь ее протяженность может достигать сотен километров. Он нужен не только для перевозки грузов, но и для доставки работников в их рабочие места. Выполняют эту функцию специальные вагонетки, работающие по принципу канатной дороги.
Анастасия, работающая машинисткой почти год, управляет канатной дорогой из маленькой ячейки, похожей на помещение охраны на автомобильной парковке. Внутри темно, едва ли не единственный источник света – экран с информацией, вокруг которого расположены несколько пультов управления.
Раньше женщина работала в охранном холдинге – охранником шахты. Сначала, говорит она, под землю было страшновато работать, но быстро привыкла. Через год получила третий разряд из четырех возможных для ее профессии.
Анастасия переехала в Павлоград из Луганской области. Среди ее коллег немало людей, которые сменили место жительства из-за российской агрессии и трудоустроились на шахте.
"Хорошую работу сложно найти, везде большой поток людей", – говорит она.
Среди своих мотиваций собеседницы часто называли социальную защиту: возможность жить в общежитии, медицинское страхование, льготный пенсионный стаж.
Шахта работает в четыре смены и на каждой занято несколько машинистов подземных установок. Юлия также занимает этот пост. Раньше она работала в торговле в родном Павлограде. Полгода назад она пришла на шахту, потому что это стабильная работа и планирует там оставаться.
Спуск женщин под землю требовал перемен. Прежде всего – в бытовых условиях: нужно было обустроить женские раздевалки и душевые, решить неудобства со спецодеждой.
Как говорят работницы, мужчины изменили свои привычки, стали меньше ругаться и шутки типа "женщина на корабле – к беде" отошли в прошлое.
На тяжелые работы женщин не допускают. К примеру, на глубине более 300 метров работает проходческий комбайн, который разрушает породу и отделяет от нее полезные ископаемые. Управляет им комбайнер с помощью пульта. Пока на шахте такие должности занимают только мужчины, а женщин на их месте "даже не представляют".
Комбайнер рассказал, что его работа предусматривает множество обязанностей: нужно обслуживать машину, менять в ней тяжелые сверла, менять масло. Также он обычно помогает другим работникам бригады переносить тяжелые принадлежности. Недалеко работает Ирина, которая также получила должность машинистки подземных установок, как и предыдущие собеседницы. Она управляет конвейером, по которому перемещается уголь, следит за его подачей на конвейерную ленту. Раньше она работала продавщицей.
"У нас исчезла стабильность: мы то работаем, то не работаем. Уровень зарплаты упал, а у меня дети. Когда нужно обеспечивать семью, доход играет очень важную роль", – рассказала машинистка.
В шутку Ирина говорит, что сейчас в шахте безопаснее, чем в торговом центре. Она на шахте всего неделю, до этого два месяца проходила обучение.
"Меня мотивирует то, что я работаю во благо ВСУ, что я могу помочь тем ребятам, которые защищают нашу страну. Вклад каждого очень важен", – говорит она.
Перед выходом на работу все новые сотрудники проходят обучение: месяц теории и месяц практики. Для женщин во время обучения есть дополнительная опция – пробный спуск в шахту, чтобы окончательно решить, готовы ли они работать на такой должности. Мужчины после учебы приступают к работе по умолчанию.
Еще одна женщина учится на горного мастера, она будет первой в этой шахте в такой должности. Это человек, отвечающий за условия безопасности всей шахты. Такое обучение доступно для людей с профильным образованием и длится полгода.
Большинство женщин говорят, что планируют работать на шахте и дальше. Это будет возможно, если законодательство после войны не вернут к советским стандартам и женщинам снова не запретят работать под землей.
Государство не должно решать женщин, где они могут работать. Девушки и женщины, пришедшие на шахту неделю, полгода или год назад, уже инвестировали немало сил и времени в овладение новой профессией, повышение квалификации, налаживание работы в коллективе и обустройство своей жизни. Внутри перемещенные женщины особенно уязвимы к потере работы.
Работницы могут приобретать высшие разряды, подниматься по карьерной лестнице. Одна из собеседниц добавляет, что была бы не прочь выполнять более трудные задачи. Безусловно, это потребует дополнительного обучения и физической выдержки. Если закон о допуске женщин на тяжелое производство будет временным, то эти усилия окажутся напрасными. Это заставит их уезжать из страны в поиске работы.
К тому же не все мужчины смогут вернуться на подземную работу после войны. Дефицит рабочей силы в тяжелых отраслях промышленности будет неотложным вопросом еще не один год после ее окончания. Также не все женщины захотят развиваться в шахтерском деле. Шахтам придется активно бороться за новых работников.
Политолог Андрей Золотарев рассматривает новый законопроект о мобилизации, обсуждает внесенные правки и раскрывает, почему закон остается карательным и депрессивным. Присоединяйтесь к просмотру видео, чтобы получить больше деталей и глубже понять суть этих изменений.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.