МВФ и Национальный банк Украины красными флажками размахивают перед правительством и говорят, что программу государственной поддержки нужно пересматривать. Главная проблема – большая нагрузка на бюджет, когда субсидирование бизнеса стоит государству слишком дорого.
За время действия государственной программы поддержки "Доступные кредиты 5-7-9%" Ее масштаб превысил возможности госбюджета, из-за чего возник значительный долг перед банками. Почему это вышло? По программе государство компенсирует часть рыночной ставки кредита, а предприниматель платит всего 5, 7 или 9% годовых. В начале 2024 года долг государства по компенсациям перед банками превышал 7 млрд. грн. В июне задолженность сократилась до 5,8 млрд грн. Несмотря на проблемы, переходить на рыночные условия не выгодно ни бизнесу, ни банкам. Об этом говорится в отчете НБУ о финансовой стабильности, который был одобрен 18 июня 2024 года.
Программа доступных кредитов для бизнеса очень помогла спасти экономику в начале полномасштабного вторжения. Однако ее масштаб превысил возможности государства. В течение 2022–2023 годов правительство 16 раз вносило изменения в программу, преимущественно повышало кредитные лимиты и расширяло перечень направлений кредитования.
По данным регулятора, количество льготных ссуд для бизнеса с начала полномасштабного вторжения возросло более чем вдвое и составило 129 млрд грн в начале июня 2024 года.
Государственную поддержку можно получить независимо от реальной потребности в помощи.
Другая сторона медали – это долги государства перед банками. В начале 2024 долг перед банками превышал 7 млрд грн. В начале июня этого года задолженность сократилась до 5,8 млрд грн. В целом государство в среднем платило банкам 14.4% годовых за каждую гривну предоставленных кредитов.
«Стоимость кредитов для клиентов сохранялась крайне низкой даже в период, когда рыночные ставки росли. Так что программа становилась все дороже для государства, - говорится в выводах НБУ.
Для исправления ситуации правительство ограничило размер кредитов на пополнение оборотных средств и снизило маржу банков – участников программы. Однако в НБУ считают, что введенных изменений недостаточно для сбалансирования потребностей программы с запланированным бюджетом.
Из-за долгов государства перед банками те не спешат кредитовать по программе, а бизнес не стремится заключать соглашения вне ее, надеясь воспользоваться его льготными условиями.
"Как следствие, заключение новых соглашений и пролонгация старых приостановились, кредитование замедлилось", - сообщили в Нацбанке.
Еще с начала действия программы льготного кредитования, банкам было проще найти клиентов по программе, чем вне ее, из-за низкой стоимости ссуд. А бизнес чаще всего выбирал те банки, которые быстрее принимали положительные решения.
Чтобы добиться желаемой скорости, банки экономили время на проверке способности клиентов возвращать долги. При этом доля неработающих кредитов по программе «5-7-9» за период полномасштабной войны выросла с менее 1% до 8%. У компаний, принимавших ссуды без помощи государства, этот показатель был выше.
По данным НБУ, около 6% кредитов по льготному кредитованию – это долги убыточных компаний. Их займы пока не признаны неработающими, и это выгодно банкам, получающим компенсацию процентов.
«Очень низкие или нулевые компенсационные ставки по кредитам в рамках программы и право пролонгации основной суммы позволяют достаточно долго маскировать неплатежеспособность ряда клиентов, – говорится в выводах НБУ. - Поэтому иногда финучреждения заинтересованы не признавать кредит проблемным как можно дольше».
Если говорить о том, как программа повлияла на бизнес, то в НБУ подсчитали: компании получают больше чистой прибыли за счет государственной субсидии. Однако для поразительного результата этого недостаточно.
«По итогам 2023 года программа охватила компании, формирующие около 13% совокупной выручки всех предприятий. Как свидетельствует анализ финансовой отчетности за 2022-2023 годы, основной эффект программы для заемщиков – рост чистой прибыли благодаря экономии на финансовых затратах», - говорится в выводах регулятора.
В НБУ считают, что для дальнейшего совершенствования программы необходимы следующие шаги:
постепенно сосредоточиться преимущественно на инвестиционных проектах; Как кредиты на пополнение оборотных средств предоставлять только отдельным категориям клиентов: например,
Напомним, что в августе 2023 года стало известно – МВФ занимается программой «5-7-9» и считает, что Украина, в конце концов, может с ней не справиться.
«Если в 2020 году через программу выдавалось 5% всех новых кредитов, то сейчас это более 26%, – объяснял в интервью Forbes заместитель директора-распорядителя МВФ от Украины Владислав Рашкован. – То есть, каждый четвертый кредит субсидируется государством, это нездорово и дорого для государства».
В прошлом году вопрос «5-7-9» стал одним из маяков для дальнейших просмотров программы поддержки Украины.
Информатор писал, что бизнесу ограничат доступ к программе кредитования «5-7-9%».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.