Президент Всеукраинского союза производителей стройматериалов Константин Салий рассказал Информатору, почему в Украине не внедряются такие технические паспорта для домов, как это делается в странах ЕС
В Украине технические паспорта на зданиях обычно не содержат информации об использованных стройматериалах и их происхождении. Это усложняет работу по ремонта и восстановление таких зданий, особенно после обстрелов А еще до полномасштабной войны часть стройматериалов завозили в Украину из России, Приднестровья и Белоруссии, что владельцы построек не хотели бы сообщать. Также существует проблема невозможности переработки строительного мусора, возникшего из-за разрушения домов во время войны. Об этих проблемах рассказал президент Всеукраинского союза производителей стройматериалов Константин Салий.
Технический паспорт является одним из тех документов, которые постоянно применяется при регистрации, изменении прав собственности на объект недвижимости (здание, сооружение, жилой дом). Также он является документом, содержащим основные характеристики, сведения, характеризующие объект недвижимости и его составляющие. Для того чтобы провести техническую инвентаризацию и технический паспорт лицу следует обращаться в местное государственное или частное лицензированное бюро технической инвентаризации (БТИ). Техпаспорт на дом включает в себя различные данные, среди которых адрес дома, ФИО владельцев недвижимости, схематический план земельного участка и план самого дома. Он также содержит экспликацию к плану, где указано назначение каждого помещения, а также дополнительные сведения, например характеристики систем отопления и водоснабжения, используемые материалы для крыши и конструкции здания.
Технический паспорт на объект недвижимости имеет достаточно распространенную область использования. Его используют практически при каждом действии с недвижимостью изменением ее статуса. Документы, которые нужно будет подавать в БТИ для изготовления технического паспорта на объект недвижимости, в первую очередь будут зависеть от типа объекта недвижимого имущества. Ориентировочно их перечень следующий:
Как рассказывает президент Всеукраинского союза производителей стройматериалов Константин Салий нас отсутствуют в Единой государственной электронной системе в сфере строительства (ЕГЕСБ) паспорт каждого дома. Он должен быть, чтобы из него было понятно, из каких стройматериалов здание построено. Тогда, когда начисляется вред от разрушений, строители и мэры городов и архитекторы могли бы знать, какие материалы нужны конкретно и в каком количестве.
"Достучаться до законодателей практически невозможно. Они считают, что должны быть только паспорта БТИ, а из чего оно построено - это уже не так важно. Хотя Европейский Союз как раз к этому идет. Они хотят знать, из чего конкретно построен каждый дом. Это помогает и в реставрации и при принятии решений о сносе и в планировании переработки строительных материалов. Это очень прикладная вещь.
В Украине почему-то это не интересно. Очень часто до полномасштабной войны на строительную площадку попадали материалы неизвестного происхождения: из Беларуси, России, Приднестровья. И это, наверное, было не выгодно. Плюс наши прорабы любили немного занизить качество материалов. Например, перемешивали цемент в низкой пропорции. Очень много было таких мошенничеств. Я так понимаю, что именно эта когорта не хочет, чтобы каждый украинец и каждое ОСМД имели паспорт своего дома и знали из чего он сделан, какой у него гарантийный срок конструкции и внешней фасадной отделки, когда его надо менять, обследовать, и лифты и все остальное. ОСМД так могло бы все знать: когда закладывать деньги на ремонт, на термомоденризацию, на замену окон", - возмущается Константин Салий.
В контексте этого эксперт добавляет, что в настоящее время актуален вопрос переработки отходов разрушения. По его данным, у Украины более 100 миллионов кубометров отходов разрушения. При этом в Украине нет государственных стандартов, которые регламентировали бы, что делать с этими обломками.
Часто самые ценные материалы на полигонах со строительным мусором просто разворовываются. Он привел пример, как в Киевской области с площадок, куда вывозили строительный мусор в результате российских прилетов, стали исчезать самые ценные материалы: металл, стекло, бетонные останки, медь, алюминий. Государство и те, у кого были эти материалы на балансе, теряют.
При этом если производить новые стройматериалы из остатков того, что когда-то было домами, то они будут на 20-30% дороже обычных материалов. Но куда-то этот строительный мусор нужно будет девать. И для экосистемы было бы лучше его переработать. Хотя без государственной поддержки перерабатывающих предприятий так маловероятно.
"У нас есть 114 государственных стандартов, которые были приняты и гармонизированы с европейцами по Регламента №305 о строительной продукции. Но как они были приняты: перевели стандартную обложку (там может быть и 500 страниц текста). Выходит так, что ни один производитель не может сейчас воспользоваться якобы действующим стандартом. Потому что английская и украинская технологические терминологии иногда отличаются очень сильно. с этими материалами. Нас в первую очередь беспокоит отсутствие европейских гармонизированных стандатров.
Мы же понимаем, что можно производить более 30 разновидностей стройматериалов либо с очень значительным содержанием переработанного вторсырья, либо полностью из него изготовленных. Стекло, например, полностью может быть переработано. Известь – так же может быть переработана в гипсокартон. Базальтовую вату можно использовать на новые листы (в определенной пропорции). Старый бетон может являться наполнителем для новых изделий. К примеру, к 30% битого кирпича добавляют в боковые (не несущие) панели. В Австрии есть программа, согласно которой до 90% бетона перерабатывают и используют при изготовлении новых материалов", - говорит президент союза производителей стройматериалов.
Министерство финансов Украины запретило мэрии Киева тратить деньги на строительство оборонительных сооружений в Чернигове. А мэрии города Бровары в Киевской области запретили выделять деньги на фортификационные сооружения в городе Белополье Сумской области. Тем не менее, в Минфине посоветовали местным советам перечислить деньги Кабмина, если они хотят помочь со строительством укреплений в других регионах.
В ведомстве отмечают, что законами Украины "О местном самоуправлении в Украине", "Об основах национального сопротивления" предусмотрено, что к полномочиям исполнительных органов городских советов в области оборонной работы относятся "организация и участие в осуществлении мероприятий и выполнении задач территориальной обороны на соответствующей территории и обеспечения надлежащего финансирования мер территориальной обороны местного значения". А в Бюджетном кодексе Украины записано, что расходы, которые могут осуществляться из всех местных бюджетов, относятся расходы на мероприятия и работы по территориальной обороне и мобилизационной подготовке местного значения. То есть это означает, что общества (в т.ч. Киев и Бровары) могут финансировать строительство укреплений только на своей территории, а в другой области подобное финансировать запрещается.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.