Сколько придется платить АЗС после увеличения налога на прибыль, посчитал эксперт Сергей Куюн

Кабмин внес в парламент законопроект об увеличении налогов, среди кучи предложений, есть одно очень неожиданное, что касается исключительно АЗС

Налог, АЗС
Налог на прибыль для АЗС "привязали" к резервуарам

Среди предложений Кабмина об увеличении налогов есть одно, которое касается исключительно АЗС. Речь идет об уплате налога на прибыль, которую "привязали" к резервуарам. Сколько придется платить АЗС после вероятного внедрение этого налога, рассказал директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

В чем проблема

По словам Сергея Куюна, налог на прибыль очень тяжело администрировать.

“В отличие от НДС, движение которого налоговики видят онлайн (и тем самым они не всегда могут пользоваться), для проверки полноты начисления и уплаты ННП необходимо проводить документальную проверку, на что нет ни времени, ни штата. Следовательно, уплата налога на прибыль – это воля, совесть и мировоззрение собственника бизнеса. А это очень размытые ориентиры для тех, кто призван зарабатывать деньги. Многими вполне законными или полузаконными методами прибыль можно занизить, а с ней и налог", - отметил Куюн.

Он привел несколько примеров:

  • ОККО и WOG — ценовые лидеры, покупают и продают горючее по одинаковым ценам, имеют одинаковые станции и т.д. Первая в 2023 году платила 250 тыс. грн налога на прибыль в месяц, вторая - 52 тыс.
  • БРСМ и Avantage 7. Практически одинаковые минимальные цены на рынке. Первая платила 11 тыс. грн ПНП по заправке в месяц, вторая — 83. Больше, чем WOG, объективно зарабатывающий больше за счет гораздо более высоких цен.

«Но не спешите аплодировать Avantage 7: даже при таких показателях ее новые станции стоимостью 1,5-2 млн долларов будут окупаться десятки лет (мы ведь и в это не верим, правда?). Объективно доходы намного больше, чем на бумаге. В 1 квартале 2024 года расчетный размер ПНП с литра горючего составлял 50 копеек (чистая маржа около 2,5 грн/л). Дисконты в любой сети составляют несколько гривен от стелы! Но смотрим на график и видим, что даже эти копейки господа нефтетрейдеры не хотят платить в бюджет воюющей страны. Как видим, общение «по-хорошему» не складывается. Действовать нужно решительно и жестко», – считает эксперт.

Что предлагают

Сергей Куюн говорит, что в Кабмине это назвали авансовой платой ПНП, «хотя фактически это фиксированный абонемент, который не возвращается вне зависимости от финрезультатов на бумаге».

«Этот билет на рынок. Остается только задача рассчитать его стоимость. Здесь проблема. Неизвестно, откуда в правительстве возникла идея привязать стоимость абонемента к… резервуарному парку АЗС. То есть чем больше у тебя емкостей, тем дороже. Но объем резервуаров не означает, что эта заправка зарабатывает многое. Как и то, что у культуриста всегда хорошее здоровье. И напротив. И если идея авансовой уплаты ПНП начала бродить по коридорам Минфина еще в прошлом году, то привязка к резервуарам стала новостью абсолютно для всех на рынке», - объяснил эксперт.

Он добавил, что еще больше удивляет расчет этого платежа. Это размер резервуарного парка в кубометрах, умноженный на половину мало установленной заработной платы.

«В среднем АЗС имеют 80 кубов хранения, минимальная зарплата сейчас 8 000 грн. То есть, в среднем ежемесячно АЗС должна платить 320 тыс. грн. Чтобы сильно не погружаться, скажу только, что это больше, чем платит ОККО, — 250 тыс. грн (в 2023 г.). 70% украинских АЗС в 1 кв. В этом году не зарабатывали 320 тыс. грн. То есть с них хотят взять больше, чем у них физически есть. Конечно, они были и являются плохими мальчиками и девочками, но смертной казни точно не заслуживают», - сказал Куюн.

По его словам, расчет маржинальности и прибыльности АЗС показывает, что речь может идти о 80-150 тыс. грн ПНП в месяц, в зависимости от реализации.

«Но привязка к реализации имеет свои риски, потому что бить чеки мимо кассы у нас умеют очень хорошо, а будут еще лучше. Привязка к резервуарам точно нет. Их еще начнут резать, чтобы снизить налог, а резервуары на АЗС нам нужны, чтобы не использовать нефтебазы. Идея с авансовым платежом хороша, но над механизмом нужно думать. Привлекать специалистов, участников рынка все достаточно просто считается. Кроме увеличения сборов в бюджет, речь идет и об очищении рынка от разных маргиналов. Поэтому это должно быть интересно всем, кроме конечно последних», - резюмировал Сергей Куюн.

Ранее Информатор писал, что из-за новых налогов малые АЗС в Украине  могут исчезнуть и подорожает горючее.  Об этом сообщила народный депутат Украины Нина Южанина, комментируя законопроект №11416, представленный в Верховную Раду. В частности, новый законопроект предусматривает введение авансового платежа по налогу на прибыль для АЗС в размере 4000 гривен на 1 куб. метр резервуаров для горючего. Для типовой АЗС с резервуарами объемом 60 куб. метров это означает ежемесячный платеж в 240 тысяч гривен, или почти 3 млн гривен в год. Эта инициатива, считает нардеп, вместе с повышением акцизов на горючее неизбежно приведет к росту цен на горючее. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube