В процедуру бронирования от мобилизации нужно внести шесть срочных изменений: результаты исследования

Читати українською

Бронирование военнообязанных предусмотрено для ряда критически важных секторов экономики, но не возможно для всех, кто в этом действительно нуждается

Читати українською
Мобилизация, бронирование
Проблема бронирования ФЛПов и гиг-специалистов крайне актуальна

Бронирование военнообязанных предусмотрено для ряда критически важных секторов экономики, но не возможно для всех, кто в этом действительно нуждается

Процедура бронирования оказалась крайне обременительной и забюрократизированной, включает в себя многочисленные неувязки и неопределенные сроки выполнения. Специалисты аналитических центров Экономической экспертной платформы по сотрудничеству с Help – Hilfe zur Selbsthilfe провели исследование наибольших проблем в сфере бронирования военнообязанных и предоставили рекомендации относительно критических изменений в законодательство и подзаконные акты. О них 30 мая пишет LIGA.net.

Утяжелительные процедуры бронирования и непредсказуемые сроки

Часть инициировавших компаний процедуру бронирования работников и подали все необходимые документы, ожидают ответ от центральных органов исполнительной власти 3-5 месяцев. В среднем бронирование занимает полтора месяца, что является проблемой для бизнеса и экономики в целом.

Именно поэтому следует существенно ускорить и дебюрократизировать процесс бронирования, обеспечить бронирование через портал "Действие" за сутки, отказаться от бумажного формата бронирования в пользу электронного. В новой модели электронного бронирования предусмотреть, что с момента получения подъемника (сертификата) через портал "Действие" осуществляется постановка военнообязанного на специальный военный учет соответствующим ТЦК и СП», - рекомендуют эксперты.

Срок временного бронирования для уточнения данных на месяц требуется увеличить до трех месяцев.

Полугодовой срок бронирования

Для многих компаний значительна угроза того, что срок бронирования длится всего полгода. Это дополнительные лишние бюрократические процедуры и контрпродуктивные затраты времени предпринимателями, которые и так находятся в сложном положении.

«Усматривается целесообразным разработать и предусмотреть в Порядке бронирования военнообязанных, утвержденного постановлением Кабинета министров №76 механизм автоматического продления отсрочки от мобилизации для ранее забронированных лиц в случае подачи предприятием соответствующей заявки. Следует также предоставить возможность компаниям бронировать работников сроком на один год», - считают правоведы.

Невозможность бронирования ФЛПов и гиг-специалистов

Проблема бронирования ФЛПов и гиг-специалистов крайне актуальна. Закон о мобилизации не позволяет бронировать частных предпринимателей. Впрочем, в Украине действует большое количество волонтеров, которые участвуют и сами инициируют гуманитарные проекты, помогая таким образом Вооруженным Силам Украины как финансово, так и закупкой и доставкой на фронт дронов, аптечек, бытовых вещей и т.д. Однако такие лица в подавляющем большинстве не являются работниками соответствующих украинских или международных организаций, действующих на средства иностранных доноров.

Так же в Законе о мобилизации не предусмотрена возможность бронирования гиг-специалистов, сотрудничающих с компаниями – резидентами Дія.City. Речь идет об ИТ-специалистах, не имеющих статуса работников.

Отказы по бронированию работников по всему списку

Предприниматели, которые представляют список работников, чтобы их забронировать, часто сталкиваются с проблемой, когда Генеральный штаб ВСУ отказывает в бронировании всех военнообязанных по представленному списку, если обнаруживает малейшую ошибку в заявке на бронирование или сопроводительных документах, даже если она касается только одного работника. Это контрпродуктивная практика, которую необходимо как можно быстрее изменить.

«В Порядке бронирования следует предусмотреть, что в случае обнаружения ошибки в заявке предприятия на бронирование или сопроводительных документах по отношению к одному работнику – должен быть мотивирован отказ именно к этому работнику, и согласование всех других, относительно которых нет ошибок в поданных документах», - говорят эксперты.

Квота на бронирование военнообязанных

Имеющаяся квота в 50% сдерживает работодателей бронировать работников из-за опасений потери другой половины работающих военнообязанных. Поэтому крайне важно увеличение квоты относительно количества военнообязанных, которые могут быть забронированы. Бронирование только 50% персонала не решает проблему обеспечения бесперебойной работы критически важных компаний.

В настоящее время почти невозможно увеличение количества забронированных работников. Хотя Порядок бронирования предусматривает соответствующую возможность: "при наличии обоснованной потребности количество подлежащих бронированию военнообязанных может превышать 50% количества военнообязанных предприятия, учреждения и организации на дату представления списка". Имеющийся порядок согласования увеличения такой квоты только за подписью главнокомандующего ВСУ является сложным, долговременным и непрозрачным.

«Поэтому процедуру увеличения квоты необходимо либо упростить, либо передать такое полномочие профильному министерству или Министерству экономики, которое принимает окончательное решение по бронированию», - рекомендуют эксперты.

Так же и по квоте в 50% – именно Министерство экономики должно решать этот вопрос, а не Минобороны, как это сегодня предусмотрено Порядком бронирования. Ведь именно Минэкономики определяет критичность экономики страны того или иного предприятия.

Проблемы с внедрением механизма электронного бронирования

Уже более двух лет бизнес ожидает упрощения и автоматизации процедуры бронирования. Установленные сегодня механизмы предусматривают прохождение указанных процедур с использованием бумажных носителей и занимают длительное время. Следовательно, механизм бронирования требует цифровизации на всех этапах его осуществления.

«Наконец-то только в апреле этого года Минэкономики подготовило к рассмотрению в правительстве проект постановления Кабмина о так называемом е-бронировании. Однако и этот документ нуждается в доработке», - говорят специалисты.

  • Во-первых, Проект предусматривает блокирование представления списка при превышении количества военнообязанных, разрешенного для бронирования, а также не проведение предприятием сверки в текущем и прошлом годах данных списков персонального военного учета с учетными документами соответствующих районных (городских) ТЦК и СП, в которых они состоят на военном учете. Но в этом Проекте не определена какая-либо процедура разблокирования представления списка. Поэтому следует дополнить указанный пункт условием, по которому в случае донесения заявителем информации, послужившей причиной блокирования соответствующей процедуры, такая процедура возобновляется.
  • Во-вторых, в Проекте необходимо зафиксировать, что с момента получения подъемника (сертификата) через портал "Дія" осуществляется постановка военнообязанного на специальный военный учет соответствующим ТЦК и СП.
  • В третьих, в Проекте предусмотрено право бронировать военнообязанных на один месяц для актуализации данных в реестрах. Согласно нашим опросам, доля владельцев военно-учетных документов с определенными несоответствиями составляет около 37% всех военнообязанных. Это приводит к невозможности более чем в 60% случаев забронировать необходимых специалистов.

«В этой связи следует расширить перечень оснований для указанного автоматического бронирования военнообязанных для лиц, которые либо вообще не имеют никаких военно-учетных документов, либо имеют только удостоверение о приписке к призывному участку, а также увеличить срок бронирования в таких случаях до трех месяцев», – объясняют эксперты.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.