Украинцы дотируют каждый заряжаемый дома электромобиль
Известно, что в Украине электроэнергия дотационная. Цены на нее не рыночные, поэтому разница доплачивается из государственного бюджета – налогов украинцев. Рыночный тариф примерно в 2 раза выше действующего. Выходит, кто больше потребляет, тому больше помогают. На это обратил внимание один из харьковских активистов.
В своем телеграмм-канале харьковский активист Павел Храмов обратил внимание на то, что владельцам электромобилей достается вдвое более дешевая электроэнергия - по тарифам для домохозяйств.
«Мы дотируем каждый заряжаемый дома электромобиль! Как вам такое, Илон Маск?», - написал он.
Свои выводы Храмов обосновывает тем, что в Украине электроэнергия дотационна. Цены на нее не рыночные, поэтому разница доплачивается из государственного бюджета – налогов украинцев. Рыночный тариф примерно в 2 раза выше действующего. Активист опирается на те факты, что по словам главы энергорегулятора Украины Константина Ущаповского реальный тариф на электроэнергию для населения, если взять все составляющие, достигает 5,5 – 5,8 гривны за киловатт-час. Это обоснованная рыночная цена без НДС. То есть, актуальная стоимость для населения в размере 2,6 гривны за киловатт-час получается вдвое меньше реальных затрат. При этом абсолютная разница достигает около 125 миллиардов гривен, тогда как долги на рынке электроэнергии - 60 миллиардов гривен.
«Получается странный перекос, на который обратил мое внимание CEO Yasno Сергей Коваленко – кто больше потребляет, тому больше помогают. Неудивительно, что владельцы электромобилей кичатся перед владельцами авто с ДВС, как дешево они катаются. Пожалуй, желающий похвастаться было бы поменьше, если бы им установили рыночный тариф», - считает активист из Харькова.
И добавляет, что, по его мнению, сознательные граждане с электромобилями должны заряжаться на станциях по рыночным тарифам и как можно меньше взимать дотаций из бюджета.
«Это было бы честно с их стороны. Хотя мне здесь скажут "я ничего не нарушаю"... А правительству стоит задуматься - может, лучше мы сделаем для общественного транспорта дотации, чем будем спонсировать владельцев недешевых авто», - делает выводы Храмов.
Спрос на электромобили в Украине только в ноябре прошлого года вырос почти в три раза по сравнению с ноябрем 2022 года. Всего зарегистрировали 4316 автомобилей на аккумуляторных источниках питания (BEV). Об этом сообщает Ассоциация автомобилепроизводителей "Укравтопром".
Основную массу зарегистрированных за месяц электромобилей составили легковые авто – 4239 шт. (новых – 827 шт., б/у – 3412 шт.). Из 77 коммерческих электромобилей новыми были всего 10.
"Всего с начала года свою первую регистрацию в Украине прошли 33 тыс. электромобилей, что в 2,8 раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году", - отметили в Укратопроме.
Доля новых автомобилей в регистрациях BEV увеличилась с 17% до 20%.
В Украине в течение 2023 года кардинально выросли цены на горючее. Да, весной водители могли спокойно залить полный бак, то сейчас стоимость бензина может быть весомым расходом.
По возвращении с 1 июля 2023 года налогов, НДС на нефтепродукты вырос с 7% до 20%, акциз на бензин – до 213 евро за тысячу литров, на дизтопливо – до 139,5 евро за тысячу литров. Акциз на авто газ остался на уровне 52 евро. В результате цена на бензин выросла до 4-5 гривен за литр.
Всего, в третьем квартале 2023 года почти 50 крупнейших игроков рынка горючего уплатили 1,485 млрд грн операционных налогов — НДС, налога на прибыль (ННП), зарплатных и т.д. Это в полтора раза больше, чем во второй квартал (0,937 млрд грн). Основным драйвером увеличения поступлений стал НДС — рост со 174 млн. грн. до 533 млн. грн.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.