Перебои в работе грузового транспорта могут повредить экономике, фурами развозят товары по стране в том числе для критической инфраструктуры
Грузовыми автомобилями, фурами, экспортируются товары, импортируются продукты, техника, сырье и одежда. С другой стороны, для защиты Украины от российской агрессии нужны люди. С другой стороны, для защиты от российской агрессии нужны люди. Действительно ли автомобильная отрасль на грани краха и чем ситуация в транспортных компаниях отличается от другого бизнеса, узнавали 22 мая в Экономической правде.
В конце апреля в Ассоциации международных автоперевозчиков (АсМАП) заявили о случаях, когда водителей грузовиков снимали с рейсов и везли в территориальные центры комплектования (ТЦК). Это не прошло незамеченным в среде дальнобойщиков. Уже есть случаи, когда водители, осуществлявшие международные перевозки, покидали транспорт по ту сторону границы, лишь бы не возвращаться в Украину.
Если в конце апреля в электронной очереди на выезд из Украины стояли 13 тыс. фур, то 20 мая - всего 3,8 тыс. 60%, а некоторые водители в это время перекрывали трассу Киев – Одесса.
«Всего в Украине насчитывается более 30 тысяч лицензионных международных перевозчиков грузов, еще 12 тысяч – внутренних. В обоих случаях около 70% их персонала – это физлица-предприниматели (ФЛП)», - объясняет заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач.
Автотранспорт обеспечивает около трети экспорта Украины в стоимостном измерении. Дефицит водителей для компаний означает, что часть автопарка будет стоять. Невыполненные рейсы – это не только меньший товарооборот, но и сорванные контракты. Для экспортеров и импортеров дефицит водителей приведет к удорожанию логистики, они это уже ощутили при блокировках на польской границе. Для потребителей это более высокая стоимость импортных товаров.
Новых водителей искать сложно. Дальнобойщики проходят длительное обучение и кроме навыков вождения должны разбираться в обращении с грузами и обслуживании автомобиля.
Процедуру бронирования правительство утвердило в марте 2023 года, и она единственная для всех отраслей. Профильное министерство или ОГА должны сначала определить компанию "критически важной для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период". Для этого нужно соответствовать, по крайней мере, трем из семи критериев:
В 2023 году в Минвосстановление обратились шесть международных перевозчиков и 22 внутренних. В 2024 году этот процесс активизировался, за неполные пять месяцев количество обращений выросло до 100 и 30 соответственно. Кроме правительства, компании могли обращаться в ОГА, поэтому общее количество заявлений, вероятно, больше.
"Очень мало компаний имеют бронирование. Пока не приняли последний закон о мобилизации, все ездили, не было острой необходимости бронировать работников. Государство имело определенные меры воздействия на призывников и их работодателей, но не требовало наличия военно-учетных документов. Была рекомендация: носите их, приходите в ТЦК обновить данные. А сейчас есть требование закона", – объясняет вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Владимир Балин.
До недавнего времени для пересечения границы водителям было достаточно стандартных документов на перевозку и регистрацию в системе "Путь". С апреля пограничники получили доступ к системе "Оберіг" и начали проверять, не уклоняется ли человек от мобилизации. Если оказывалось, что водителя разыскивает ТЦК, его снимали с рейса.
По словам Балина, сегодня на границе с Польшей нет очередей ни на одном переходе за исключением первой-четвертой групп (аграрная продукция).
"То есть машины не уехали. Несмотря на то, что сейчас сезон. Это связано с тем, что машины не грузятся и не осуществляют перевозку. Есть определенный спад, и это ощутят, прежде всего, импортеры и экспортеры", – говорит Балин. Он добавляет, что сейчас оценивать масштаб последствий рано.
С 18 мая пограничники должны проверять не только пребывание человека в розыске, но и все военно-учетные водительские документы: учет, обновленные данные, прохождение военно-врачебной комиссии. У военнообязанных граждан есть два месяца для обновления данных. Впоследствии представитель Государственной пограничной службы Андрей Демченко заявил, что водителей международных рейсов пока проверять не будут.
В то время как айтишники из Favbet и Glovo смогли получить бронирование, хотя его впоследствии и отменили, многие транспортные компании не отвечают трем из семи критериев. Дело в том, что предприятия этой отрасли в большинстве своем небольшие и не могут выполнять критерии по доходам или уплаченным налогам, говорит Балин.
По словам Деркача, проблема возникает и с выполнением критерия о зарплате, которая часто ниже средней в регионе. Однако вряд ли дальнобойщики отправлялись в многодневные рейсы за минимальную зарплату. Предположительно часть вознаграждения они получают неофициально для уменьшения налоговой нагрузки на работодателя.
С одной стороны, у перевозчиков был год, чтобы позаботиться о бронировании своих водителей, обновить их данные в ТЦК и организовать официальную выплату всей зарплаты. С другой – водители не могут выполнять работу без прохождения тщательных осмотров на блокпостах и на границе, что ставит их в неравные условия с работниками других сфер.
Пока чиновники рассуждают об изменении процедуры бронирования на предприятиях. Для водителей грузовиков и пассажирских автобусов правительство планирует расширить критерии бронирования, объясняет Деркач.
Минвосстановление предлагает бронировать перевозчиков-ФЛП, если у них есть разрешения на международные перевозки.
"У перевозчика, например, пассажирского должно быть официальное разрешение со стороны Украины и другой страны, в которую он направляется. Если есть разрешение, лицензия, то перевозчик обязан осуществлять этот маршрут. Мы понимаем, что эти люди не злоупотребляют, им действительно нужно осуществлять международные перевозки", – говорит замминистра.
Другим возможным критерием может быть опыт предварительных перевозок, подтверждающих, что перевозчик работает на рынке, считают в правительстве.
"Нужно как минимум определить критическими те компании, которые до 2022 года работали на рынке международных перевозок, и бронировать их не на 50%, а на 100%. Компания не может работать без водителя. Куда девать 50% подвижного состава? Поставить под забор? От этого не будет пользы ни предпринимателю, ни государству", – говорит Балин.
По его мнению, для отрасли необходимо уменьшить количество условий, которым должны соответствовать компании, с трех до двух. Также Минвосстановление подало в Минэкономики категории транспортных должностей, которые должны быть критическими. Среди них есть и водители коммерческого транспорта (грузового или пассажирского). Напоследок – даже если компания выполняет все критерии для бронирования водителей, последние должны сначала обновить свои данные в ТЦК. Соответственно, их часто мобилизуют еще до того, как успевают забронировать. Однако такая проблема характерна для всех отраслей и требует всеобщего решения на уровне правительства.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.