Начиная с 18 мая может произойти страшное на рынке горючего в Украине. Отечественных водителей, которые не успеют еще пройти сверку данных в ТЦК и медкомиссию, могут перестать выпускать из страны. Соответственно некому будет завозить грузовиками топливо в Украину из соседних европейских стран. Аналитики прогнозируют, что при условиях, когда никого не выпустят за горючим, Украине хватит бензина и дизеля на 2 недели. Мы спросили у эксперта по рынку горючего Сергея Куюна, действительно ли такой сценарий возможен.
Действительно ли на Украине после 18 мая надвигается серьезный топливный кризис? К нему может добавиться нехватка других зарубежных товаров. Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн ответил на вопрос об обеспеченности горючим после закона о мобилизации в Украине. Всё не так плохо. Ознакомьтесь с его ответом в Информаторе.
Уже через несколько дней может начаться топливный кризис. 18 мая вступают в силу нормы нового закона о мобилизации. Директор сети АЗС Дмитрий Леушкин в эфире телеканала «Киев24» заявил, что украинских водителей на грузовиках с 18 мая могут не выпустить за границу для завоза горюче-смазочных материалов без специального QR-кода. При этом известно, что такой код водитель сможет получить только после того, как обновит данные в ТЦК и пройдет ВЛК. По словам Леушкина, сейчас в Украине есть запасы горючего только на АЗС, а они рассчитаны на 2 недели. Соответственно, по его словам, после 18 мая у страны будет две недели на решение проблемного вопроса. Именно за этот срок водителям нужно будет сверить данные в ТЦК и пройти ВЛК и получить бронь от мобилизации.
А после этого Украина рискует остаться без горючего. Он подчеркнул, что речь не только о горюче-смазочных материалах, но и лекарствах и других товарах, которые завозятся из-за границы. По его прогнозам, при таких обстоятельствах только 5% грузовиков останется на рейсе, но они не смогут справиться со всем объемом товаров, который необходимо ввезти в Украину. Цены резко возрастут, будут огромные очереди на АЗК.
С ним не согласен директор Консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. В эксклюзивном комментарии Информатору он подчеркнул, что для водителей действительно возникнет проблема с пересечением границы. Потому что они такие же военнообязанные, как и остальные мужчины. Ко всем требования одинаковы. Однако он не считает, что возникнет масштабный кризис на рынке горючего из-за вступления в силу закона о мобилизации с 18 мая:
«Я не вижу никаких трагических последствий с рыночной точки зрения. На бензин-дизель приходится где-то до 15% потребления – именно то, что снабжается топливовозом (автомобильным транспортом). Соответственно, эти объемы будут замещены железной дорогой прежде всего. Кроме того, не на 100% все водители не будут ездить. Часть водителей оформлена, есть все необходимые документы.
У нас очень большие транспортные мощности. Парк бензовозов вырос за последние три года в четыре раза. У нас профицит этих мощностей. Даже если часть из них «отвалится» (например, из-за нехватки водителей), остальные все равно удовлетворят все потребности. Снабжение железной дорогой постоянно растет. Прошло 2 года с тех пор, как мы полностью перенастроились на поставку горюче-смазочных материалов из Европы. Я уверен, по этим вопросам вообще не будет проблем», - утверждает эксперт по рынку горючего Сергей Куюн.
Новый закон о мобилизации вступит в силу с 18 мая 2024 года. С тех пор все военнообязанные мужчины должны в течение 60 дней обновить свои данные в ТЦК. Если они этого не сделают, то они могут быть привлечены к ответственности.
Однако проблема с ввозом товаров в Украину водителями-дальнобойщиками не ждет 18 мая. Водители отказываются выезжать за границу из-за несовершенной системы бронирования и ссылки ответственности за нарушение правил военного учета или не возвращаются из рейсов в Украину. По словам вице-президента Ассоциации международных автоперевозчиков Украины (АсМАП) Владимира Балина по состоянию на 6 мая в Министерство по развитию общин, территорий и инфраструктуры обратилось 18 компаний, из которых статус критически важного получили только 5. По оценкам участников рынка автоперевозок, сейчас забронированы от мобилизации менее 5% работников отрасли.
«В «єЧерзі», несмотря на сезон, уменьшается количество регистраций. Водители отказываются выходить в рейсы, потому что боятся, что их остановят на пунктах пропуска, а такие случаи уже есть, или, пересекая границу, бросают транспортные средства, груз и не возвращаются в Украину», – рассказал вице-президент АсМАП Владимир Балин.
Уже были не редкие случаи, когда сотрудники ТЦК мобилизовали водителей, совершавших международные рейсы. Причем их забирали прямо из грузовиков и оставляли на дороге. Водителей принудительно доставляли в помещения ТЦК, где быстро мобилизовали и сразу же направили для прохождения военной службы в воинские части.
«Вроде бы пограничники на пунктах пропуска уже предупреждают водителей, что с 18 мая без отметки в учетных документах они не будут их выпускать за границу. На сегодняшний день таких указаний нет, но мы все понимаем, что с 18 мая у пограничников появится право требовать эти документы у любого человека», – добавил Балин.
За данными Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры Украины, за 2023 год было осуществлено 900 тысяч пересечений границ грузовиками по записи через «єЧерга». Больше всего транспортных средств следовало через пункты пропуска с Польшей – почти 487 тыс. Следующими являются: Румыния – 166 тыс.; Молдова – почти 108 тыс.; Венгрия – 93 тыс.; Словакия – 45 тыс.
Чаще услугой для грузовиков пользовались украинские перевозчики. Они составляют 90%. В топ-страны, чьи водители пользуются услугой, также входят Польша, Молдова, Турция и Румыния. Всего в системе зарегистрировалось более 100 тысяч пользователей из разных стран. Соответственно из-за проблем с выездом за границу доля тех, кто пользуется этой системой, может заметно сократиться. Или может возрасти доля иностранных водителей, в том числе из Молдовы.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.