300 миллиардов на финансирование армии можно собрать на внутреннем рынке за счет ОВГЗ, но для этого государство должно задействовать определенные меры
Расходы Украины на войну, которые правительство не может закрывать за счет международной финансовой помощи, постоянно растет. Уже с конца весны чиновники говорят о том, что к концу года придется дополнительно найти от 400 млрд до 500 млрд гривен. В частности, увеличивая налоги. Как собрать этот ресурс на внутреннем рынке с помощью ОВГЗ, объяснил аналитик Минфина Алексей Козырев.
Компании на 14 августа уже купили ОВГЗ на сумму 170,15 млрд грн, что в условиях войны и так немало. Для бизнеса, использующего эти бумаги в том числе для заработка, вкладывая временно свободные средства, важны как доходность по гривневым ОВГЗ (особенно коротким), так и их ликвидность.
А объемы торговли облигациями на вторичном рынке пока достаточно скромны, сравнивая с объемами облигаций в обращении. Например, по состоянию на 14 августа в обращении находились облигации на общую сумму 1663,53 млрд грн. При этом объем ежедневных торгов на вторичном рынке редко превышает даже скромные 5 млрд гривен в эквиваленте, то есть не более 0,3% всех облигаций в обращении.
Поэтому, если Минфин будет активно наполнять рынок новыми объемами облигаций и при этом будет активно снижать их доходность, это усилит падение ликвидности на рынке по ОВГЗ. Что означает возможные дополнительные риски для клиентов, которым их периодически продавать на вторичном рынке без особых потерь в доходности.
В результате Минфин не должен особо прижимать доходность по этому инструменту. Иначе он рискует потерять этих покупателей облигаций, не говоря уже о необходимости расширения круга покупателей ОВГЗ среди бизнеса.
Еще более сложная ситуация с населением: люди по-прежнему, если и пользуются инвестиционными доходными инструментами с фиксированной доходностью, преимущественно выбирают депозиты в банках. Хотя после снижения банками доходности вкладов на фоне растущей инфляции и перспективы повышения налогов с процентных доходов гривневые депозиты в банках становятся уже не столь привлекательными для граждан, как раньше.
На этом фоне главным преимуществом ОВГЗ для населения остается отсутствие налогообложения. Это самый важный козырь Минфина в борьбе за привлечение средств граждан именно в облигации, сравнивая с вкладами в банки.
Но если чиновники переусердствуют по снижению доходности по гривневым ОВГЗ, а уровень официальной инфляции превысит спрогнозированные НБУ и МВФ «выше 8%» в 2024 году, граждане традиционно начнут идти в покупку валюты, а не вкладываться в новые покупки облигаций.
При этом средства населения являются основным источником неэмиссионного финансирования дополнительных военных расходов. И от того, как и что Минфин сможет предложить физлицам по ОВГЗ, во многом зависит решение этого вопроса.
Увеличение военных расходов потребует более активной работы Минфина по дополнительному размещению облигаций до конца 2024 года. По моим расчетам, для покрытия всего объема дополнительных расходов без привлечения Нацбанка как покупателя (т.е. без эмиссии) Минфину нужно, кроме погашаемого ролловера бумаг, обеспечить еще и дополнительное размещение ОВГЗ на сумму от 200 млрд до 300 млрд гривен.
Остальные (для покрытия всей дополнительной дыры бюджета в 400-500 млрд гривен) государство будет закрывать за счет повышения налогов, сборов, а возможно еще и дополнительной адресной военной помощи западных партнеров.
Времени до конца года остается очень мало. Поэтому вопрос о доходности ОВГЗ, их ликвидности, объемах первичного и вторичного рынков облигаций должен остаться важнейшим для чиновников.
Пока фактически Минфин пытается держать свои ставки доходности (учитывая отсутствие налогообложения) несколько выше «чистых» депозитных ставок по гривневым вкладам в банках. Но при этом средства привлекаются на более длительный период (от 1 до 3,6 лет на первичном рынке), чем в случае размещения на депозите. Финансисты предлагают вкладчикам срочные вклады от 3 месяцев до 1 года с возможностью выбора сроков выплаты процентов (ежемесячно, в конце срока, авансом).
Возможность выбора сроков депозита и уплаты за ним процентов является преимуществом этого банковского продукта (особенно по коротким депозитам в моменты роста потребительских цен), сравнивая с ОВГЗ, где уплата дохода происходит обычно раз в полгода, и за это время покупательная способность суммы дохода может существенно « похудеть» из-за роста цен.
Поэтому Минфину нужно возвращаться хотя бы в практику размещения облигаций со сроками на 6-9 месяцев и уплатой процентов раз в квартал. Это привлечет потенциальных покупателей, кого не устраивает текущий полугодовой период выплаты дохода по ОВГЗ.
Учитывая налоги на процентный доход «чистыми», доходность гривневых депозитов в банках:
То есть банки-первичные дилеры покупают эти бумаги с такой доходностью у Минфина на аукционах. А вот на вторичном рынке ( граждане и бизнес могут покупать эти бумаги только на вторичном рынке ) доходность, с учетом комиссий банков и финкомпаний, будет на 1,5-2,5% ниже.
Таким образом, чистая доходность потенциальных покупателей ОВГЗ будет:
Минфин на первичном рынке ОВГЗ сейчас дает доходности (практически чистые, поскольку нет налогообложения) от 14,71% до 16,76%. Это выше «чистой» доходности по гривневым вкладам на 1%-2% годовых.
Если Минфин хочет увеличить объемы размещения ОВГЗ за счет привлечения средств населения и бизнеса, то ему нужно прекратить снижать доходность на первичном рынке, так как это автоматически существенно урезает доходность для этих групп инвесторов на вторичном рынке, и в результате сокращает их потенциальные объемы вложений в настоящее инструмент.
Кроме того, Минфину давно пора сделать продукт по ОВГЗ в гривне, «привязанный» к динамике официального курса гривны к доллару или к евро. Это придаст валютным рискам для государства, но привлечет ту часть украинских инвесторов, которая сейчас на опасениях дальнейшей девальвации гривни не вкладывается в гривневые облигации.
Оперативное внедрение перечисленных мер позволит сократить риски недофинансирования армии, направить часть свободной гривневой ликвидности банков, населения и бизнеса на покрытие военных нужд государства без риска эмиссии гривни, снизит давление на курс со стороны тех людей, которые сейчас активно скупают валюту, а также уберут дополнительные инфляционные риски.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.