Чем выше налоги, тем больше желающих их не платить: о рисках увеличения акциза на топливо и как их можно избежать - Сергей Куюн

Читати українською

Правительство одобрило законопроект о повышении акцизов на нефтепродукты в рамках имплементации европейского законодательства, и теперь главной задачей является обеспечить условия для того, чтобы собрать повышенные налоги, говорит эксперт Сергей Куюн.

Читати українською
Горючее, акциз
Первый этап повышения налогов на топливо запланирован на 1 июля

Правительство одобрило законопроект о повышении акцизов на нефтепродукты в рамках имплементации европейского законодательства, и теперь главной задачей является обеспечить условия для того, чтобы собрать повышенные налоги, говорит эксперт Сергей Куюн.

Учитывая войну, к повышению налогов необходимо отнестись с пониманием. Однако чем выше налоги, тем больше желающих их не платить. О том, как закрыть "акцизные" щели, пишет в своей колонке на "БизнесЦензор" директор консалтингового агентства "А-95" Сергей Куюн.

В самой большой зоне риска находится бензин

По словам Сергея Куюна, чиновники "скопипастили" минимальные ставки европейских акцизов , и таким образом акциз на бензин должен вырасти в 1,7 раза (с 213 до 359 евро/1000 л), на дизтопливо – в 2,4 раза (139 против 330).

«На этом фоне странно выглядит план сжиженного газа: он вырастет в 1,3 раза, с 52 до 70 евро/1000 л. Если посчитать сегодня, то налоговая составляющая увеличится в бензине на 7,3 грн/л, дизеле – и 9,6 грн/л, LPG – 0,9 грн/л. Согласно правительственному проекту, повышение будет происходить в течение 5 лет, а первый этап намечен на 1 июля текущего года», - отмечает эксперт.

Он добавляет, что в самой большой зоне риска находится бензин – акциз на него самый высокий. Куюн перечисляет следующие риски:

  • Риск первый – переход потребителей на сжиженный газ, ведь акциз на него уже в четыре раза меньше, а будет еще более низким. Решение простое: нужно уравнять ставки с учетом энергетической ценности и таким образом обеспечить одинаковую налоговую нагрузку на всех потребителей горючего. На сегодняшний день ситуация такова, что автомобилист на бензине обеспечит бюджету средства на четыре бронежилета, а его сосед на газе – на один.
  • Риск второй – увеличение нелегального производства бензина. Этому способствует наличие в Украине собственного сырья (преимущественно газовый конденсат), а также производство биоэтанола, который используется в качестве добавки для повышения октанового числа.

Как навести здесь порядок?

Сергей Куюн считает, что прежде всего должен быть усилен контроль за перемещением сырья.

"Сегодня кто-либо может покупать и продавать газоконденсат и нефть, хотя назначение этого сырья одно – производство горючего. По факту сырье перерабатывается на мини-НПЗ, а по документам – "утилизируется" через налоговые ямы (пошло на отопление, например). Усложнить легкую жизнь дельцам может предоставление сырью статуса подакцизного товара. Это автоматически заставит регистрировать акцизные накладные в системе Налоговой службы и скрыть концы будет невозможно», - говорит Куюн.

Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в парламенте, в нем нефть и газоконденсат становятся подакцизными со ставкой 0. Но этого может быть недостаточно. Чтобы полностью уберечься от нелегального производства, нужно ввести ненулевой акциз на сырье.

«Поскольку на выходе все равно будет подакцизное горючее, легальным производителям эта норма не помешает, они свернут акциз на сырье при выпуске и регистрации акцизных накладных на горючее. Для этого также вводится выдача банковского векселя при покупке сырья и его погашение после предоставления документов о целевом использовании – производство топлива. Такая схема работала и работает при импорте авиатоплива и подакцизных октаноповышающих компонентов и прекрасно себя зарекомендовала», - объясняет эксперт.

Такие новшества автоматически выведут на поверхность мини-НПЗ. Это полулегальные или полностью нелегальные предприятия, часто не имеющие лицензии на производство горючего. Она им и не нужна, потому что по документам они выпускают не подакцизные нефтепродукты, а растворители, омыватели, абсорбенты и т.д. (в основном по коду 2711, тогда как нефтепродукты имеют код 2710).

«Еще одна тема достойна внимания – легализация биоэтанола. Он является подакцизным и его перемещение достаточно проблематично. Потому и продается он на рынке преимущественно как тот же безакцизный растворитель. Поэтому усиление контроля за оборотом биоэтанола является еще одной задачей подавления нелегального производства», - говорит Куюн.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.