Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн объяснил Информатору, почему в последнее время возросла стоимость дизельного горючего на АЗС в Украине и что на это влияет
В последние дни украинцы наблюдают повышение цен на дизельное топливо на АЗС. Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн отмечает, что увеличение стоимости в основном происходит из-за роста курса доллара. Ведь все горючее, используемое украинцами, завозится из-за границы и соответственно за него платят иностранной валютой. По словам Сергея Куюна, в ближайшее время цены на дизель существенно не возрастут.
Цены на дизельное топливо с начала июля выросли на 20 копеек. В среднем его на АЗС Украины продают по 52,86 грн/л. В регионах цены непродолжительно могут быть значительно выше – из-за проблем отдельных сетей по областям.
По словам Сергея Куюна, небольшие изменения в стоимости горючего сейчас происходят из-за того, что в отдельных сетях повышаются расценки – на 20-50 копеек, но это не носит системный характер. Сейчас основной фактор, влияющий на стоимость, это ослабление курса гривны и рост курса доллара и евро.
"Подрастает доллар – соответственно он давит на гривневую цену. А поскольку у нас все горючее импортное – это прямая зависимость. Каждая гривна в курсе доллара добавляет где-то 80 копеек к цене горючего. Соответственно если на 3 грн с начала года доллар подорожал - это прибавило 2,4 грн к стоимости появилось дополнительно из-за девальвации гривны. Это ползучий рост продолжается", - говорит Сергей Куюн.
Как отмечает эксперт, у каждой сети АЗС есть свои остатки горючего, которые они купили по старой стоимости. Соответственно если их больше – тогда компания может не повышать стоимость. У кого остатки незначительны – нужно оперативно перечислять цену на 1 литр. Однако предпосылок для большого скачка цен пока нет.
Но есть и фактор, сдерживающий рост цен. В частности, это удешевление нефти на мировых рынках. Была недавно 86-87 долларов, а сейчас 84 долларов. Соответственно закупочная стоимость нефтепродуктов снизилась.
"Это все не линейно. Например, 10 копеек к стоимости прибавил курс доллара, а 7 копеек по этому компенсировалось удешевлением сырья за границей. А за 3 копейки никто цены дергать не будет. Есть такой "противоход": один фактор толкает цены вверх, а другой позволяет амортизировать это повышение", – говорит эксперт.
По словам директора Консалтинговой кампании А-95, такие факторы как летняя жатва у аграриев, покупка населением и бизнесом дизтоплива для генераторов и т.п. практически не влияют на стоимость горючего. Это влияет, когда есть дефицит или недостаток поставок. В Украине сейчас дефицита нет и наоборот очень много избыточного горючего (как обычно). Всплески потребления не влияют на стоимость горючего, когда оно находится в профиците. Даже усиление наступления россиян в мае на фронте заметно не отразилось на стоимости горючего.
Институт потребительских экспертиз провел проверку качества горючего в крупных городах и на трассах, и результаты достаточно интересны. Пробы бензина А-95 были приобретены в крупнейших всеукраинских сетях (WOG, SOCAR, УКРНЕФТЬ, AMIC, ANP, MARSHALL, SHELL, UPG, БРСМ-Нефть, U.GO), а также у серьезных региональных игроков (мощная столичная сеть KLO, PARALLEL, сеть АЗС на юго-востоке Украины, ФАКТОР, харьковские SVR и OVIS). Эксперты посетили также и небольшие сети, которые оперируют также в райцентрах и небольших городах (VST, LUXWEN, DNIPRO OIL GROUP, BARREL, NPG, ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ).
А проверку образцов проводили по таким параметрам, как октановое число, содержание серы, объемные части ароматических углеводородов и бензола + бонус – проверили содержание биоэтанола и метанола. В общей сложности треть всех образцов, проверенных в лаборатории имела значительные нарушения качества. В "красную" зону (там горючее не соответствует нормативам ДСТУ) вошли: БРСМ-Нефть, ANP, MARSHALL, региональные игроки: DNIPRO OIL GROUP, BARREL, NPG, ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.