Информатор пообщался с руководительницей Украинской ассоциации легкой промышленности (Укрлегпром) Татьяной Изовит по работе отрасли во время войны. Известные в мире модные бренды все меньше шьют одежду в Украине
Louis Vuitton, Hugo Boss, Dolce&Gabbana, Max Mara и другие модные бренды уже не первый десяток лет шьют свою одежду в Украине. Они заказывают пошив украинским швейным предприятиям, а готовую продукцию продают за границу. Однако из-за рисков, связанных с войной, иностранные бренды уменьшают заказы, чем наносят ущерб украинским предприятиям. Мешают работать ракетные обстрелы, проблемы с электроэнергией, мобилизация ценных кадров.
Легкая промышленность Украины – это производство одежды, обуви, тканей, трикотажных полотен, кожи, нетканых материалов, кожгалантерейных изделий, ковров и прочего. То есть потребительские товары от носков, шапок – до одежды, обуви, кожгалантереи – производятся в Украине.
По словам президента – председателя правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности (Укрлегпром) Татьяны Изовит, на момент начала независимости украинская легкая промышленность насчитывала более 5 тыс. государственных предприятий. В Украине было размещено множество швейных и обувных производств. При этом было немало базовых, стратегических сырьевых предприятий, производящих полотна, ткань, кожу. Работало на предприятиях более 750 тысяч специалистов, то есть около 2 млн. человек были привлечены в легкой промышленности. Когда плановая экономика развалилась, именно легкая промышленность из-за наличия такого количества видов производства пошла первой на приватизацию.
Предприятия легкой промышленности нашли себе нишу для продолжения работы. Большая часть швейных предприятий (75–80%) нашли себя в производстве продукции для международных брендов. Основной заказчик – Германия. Европейские страны дают на пошив продукцию в основном по так называемой "давальческой" схеме. Суть в том, что украинские предприятия из-за границы получают материал и чертежи, а их задача – сшить брендированную одежду и отправить ее заказчику за границу.
“Если по швейным изделиям у нас более 80% так работали, это т.н. "давальческая схема" по изготовлению европейских брендов. По обуви – чуть больше 30% по такой схеме работало. И есть немало общих украинско-итальянских предприятий по изготовлению обуви. Например, сшиваем Decathlon и другие известные марки для европейского и американского рынка. И это – экспортная выручка.
Hugo Boss, Louis Vuitton, Dolce & Gabbana, Max Mara, s.Oliver и другие – пошиваются в Украине. 10 лет назад был проведён мониторинг. Выяснилось, что почти все известные бренды шьют или шили изделия в Украине до войны. И это подтверждает качество нашей продукции”, - рассказывает президент Ассоциации “Укрлегпром” Татьяна Изовит.
Самостоятельно продавать вещи, сшитые из давальческого сырья, украинские фабрики не имеют права. Партнеры строго контролируют расход материалов и фурнитуры, а предусмотренные в договорах штрафы за использование иностранной торговой марки составляют сотни тысяч евро. После того как партия готовой одежды отправляется заказчику, выкройки, лекала и вся сопроводительная документация уничтожаются – за этой процедурой следит представитель иностранного бренда. Эти вещи уже могут приехать из Европы в бутики Украины с кратной наценкой - в 3-4 раза по сравнению со стоимостью в Европе. Но встретить сшитые в Украине вещи для западных брендов можно крайне редко.
Никто не ожидал, что полномасштабная война будет так долго продолжаться. Европейские партнеры украинских швейных предприятий продолжали размещать заказы, но меньшие благодаря партнерским отношениям с руководителями украинских производств. Представители Укрлегпрома в Брюсселе говорили, что отрасли не нужны деньги, а нужна поддержка для того, чтобы не уменьшались объемы производства. Чтобы у людей была работа и продолжали работать.
В 2022 году более-менее швейная ветвь выстояла. А в 2023 году экспорт продукции упал вдвое. То есть, уменьшился на 50%. В этом году продолжается негативная тенденция к уменьшению заказов.
В 2023 году предприятиями легкой промышленности Украины уплачено в бюджет 3,7 млрд грн. Это почти вдвое больше, чем было до полномасштабной войны – тогда было 2 млрд грн. Впрочем, по результатам 2024 года показатели могут быть хуже. Однако остается надежда на внутренний рынок: в первую очередь государственных заказчиков для силовых ведомств и армии и покупателей товаров украинских брендов, которых должно стать гораздо больше в ритейле (торговые сети).
Ритейл понимает, что немало украинских брендов. С другой стороны, государство популяризирует товары, произведенные в Украине. Ключевое сейчас – внутренний рынок. Как отмечает Татьяна Изовит, меняются глобальные и отраслевые тренды и потребление. Эта полномасштабная война повлияла на переформатирование тенденций в потреблении одежды и обуви. Перешли от "массмаркета" к разумному потреблению. Это также влияет на уменьшение заказов.
"После начала полномасштабной войны наши европейские заказчики говорили следующее: мы понимаем, что война, но не понимаем, как вы работаете. Им нужна верификация, что действительно предприятие есть, оно работает и производит. В этом направлении мы идем через активное участие в выставках, в B2B мероприятиях Европейской Конфедерации Текстиля и Одежды EUROTEX Ассоциации Евротекс. В Париж наши представители едут представлять Украину. Мы формируем каталог работающих предприятий, пропагандируем там нашу продукцию. Предоставляем эти данные и нашим заказчикам. Мы общаемся с отраслевыми ассоциациями разных европейских стран”, - рассказывает Татьяна Изовит о лоббировании интересов украинской легкой промышленности в Европе.
Легкая промышленность - сфера деятельности с женским лицом, до 90% привлеченных лиц - женщины. Но есть и мужская часть, это (кроме руководителей) техники, механики, операторы разнообразного технологического оборудования и т.п. – это критические профессии, обеспечивающие функционирование и работу оборудования и оборудования. Сотрудники предприятий легкой промышленности добровольцами ушли на фронт с первых дней полномасштабной войны. К сожалению, среди них есть погибшие.
Есть мобилизованные, которые сейчас служат. Техники для оборудования, которое не производится в Украине, тоже в основном мужчины. Европейские импортеры не направляют в Украину мастеров, потому что здесь военное положение и соответственно им никто не может обеспечить безопасность. А на подготовку таких специалистов уходит немало времени.
Нам нужно обеспечить функционирование работы производственного предприятия. Поэтому критический список профессий для легкой индустрии соответственно проработан с предприятиями и предоставлен Правительству. Работаем с этим полгода и говорим, что это очень важно, чтобы руководитель предприятия мог иметь эту квоту для того, чтобы определить тех специалистов, которые не имеют гендерной замены (т.е. где мужчины не могут быть заменены женщинами – ред.)”, - рассказывает Татьяна Изовит.
Сотрудничество с зарубежными заказчиками не только помогло выжить отечественной легкой промышленности, но и позволило ему приобщиться к мировым технологиям, а также провести модернизацию производств. Сегодня оснащение украинских фабрик, по мнению экспертов, соответствует европейскому уровню.
По данным исследования, в Украине официально и неофициально работали в 2017 году более 220 тысяч человек на фабриках для пошива одежды и обуви для зарубежных брендов, большинство из них - женщины. Они шьют продукцию для более чем 15 западных брендов, среди которых, в частности, Adidas, Benetton, Esprit, Hugo Boss, Zara, Mexx, Marks & Spencer, Next, s.Oliver, Triumph, Tommy Hilfiger. Правда, мало что из новой продукции этих марок могут позволить себе украинские работницы.
По официальной информации, в 2017 году средняя зарплата в легкой промышленности составила 5414 грн (при этом минимальная зарплата была на уровне 3200 грн). При этом журналисты находили отдельные предприятия, где платили тогда минимальную зарплату или вообще, где были не оформленные сотрудницы. По состоянию на май 2024 швеи в среднем получали по 17-19 тыс. грн, в общей сложности в отрасли в 2024 году люди могут получать и до 30 тыс. грн.
На сегодня в Европе почти не осталось фабрик, которые шьют для модных брендов, за исключением Украины. В Болгарии и Словакии работать менее рентабельно. Вместо производства одежды по давальческой схеме для известных брендов перенесены в страны Азии и Африки. Впрочем, как отмечает Татьяна Изовит, после пандемии коронавируса COVID-19 в Европе начали задумываться о том, чтобы возвращать туда производства легкой промышленности. В частности она рассказала о фабрике в испанской Барселоне, где производят кожаные изделия для Louis Vuitton за приличную зарплату.
В июле 2024 года стало известно, что итальянская прокуратура обвинила субподрядчиков Dior и Armani в Италии нарушение условий труда и устройство незаконных мигрантов. Да, рабочий за сумку Dior получал 57 долларов, а в магазине она стоила 2780 евро. Armani платило подрядчику 270 евро, а продавало сумки по 2 тыс. долларов. Об этом пишет американское The Wall Street Journal. Среди сотрудников таких фабрик в Италии в основном граждане Китая, они работают чуть ли не круглосуточно, едят и спят на фабриках. Впрочем, в Armani возразили, что их компания - производитель GA Operations допускает какие-либо нарушения.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.