Как запрет использования горючего ниже Евро-5 отразится на ценах на АЗС, рассказал Сергей Куюн

Читати українською

Эксперт уверен, что на простых гражданах или бизнесе эти изменения не отразятся, потому что не было этого топлива на рынке в значительном количестве

Читати українською
Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн
Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн

Эксперт уверен, что на простых гражданах или бизнесе эти изменения не отразятся, потому что не было этого топлива на рынке в значительном количестве

Тема запрета продажи в Украине этилового бензина и возобновление требования к качеству горючего на уровне не ниже Евро-5 вызвало оживленную дискуссию. Одни эксперты считают, что это приведет к удорожанию топлива, а также продуктов, товаров и услуг, в том числе транспорта на 10-12%. Говорят и о возможном дефиците на АЗС. Другие утверждают, что изменения не почувствуют ни рядовые потребители, ни бизнес. Среди последних – директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. Об этом он рассказал журналистам Информатора.

Он предлагает вспомнить, что в 2022 году у нас была полностью разрушена система снабжения топливом – нам его перекрыли. И тогда Правительство максимально открыло все шлюзы, которые можно, чтобы горючее только поступало – любого качества. Речь идет не только об импорте, но и о внутренних «производителях» в виде мини-НПЗ, продукция которых не соответствует Евро-5. И это, по мнению эксперта, действительно оправдано.

“Поэтому на рынке действительно бывают отдельные партии Евро-3 и Евро-4. Кроме того, бывают случаи, когда продукт Евро-5 в дороге портится. И если раньше его бы возвращали, не давали заходить, то после 2022 это стало возможным. Но такие объемы не были критически важны. Не скажу, что этот шаг что-то глобально решил, но логика была такова”, – приводит Сергей Куюн.

То же произошло с налогами. Тогда акциз Правительство отменило НДС снизили с 20 до 7%, в самый критический период позволили снизить ценовое давление на потребителей. Но государство, особенно во время войны, не может без налогов, поэтому осенью 2022 года частично вернули акциз, а с июля 2023 года полностью вернулись к ставкам 2021 года. Сейчас, по мнению эксперта, когда все стабилизировалось, когда сформированы стабильные каналы поставок, когда горючего очень много – действительно можно возвращаться к более жестким условиям качества топлива.

«Об изменениях цен на АЗС. Если и раньше Евро-3 и Евро-4 было немного, а теперь и вовсе запретили, ничего не изменится. На мировом рынке разница между Ев3 и Евро-5 составляет около 50 долларов на тонне. То есть, на одном литре примерно 1,50 гривен. Единственный возможный эффект, который когда-то может быть – это то, что после запрета этих продуктов их будут находить на АЗС, то это станет поводом наказать продавцов. Но у нас сейчас нет стабильного и стандартного контроля качества – государственного и негосударственного. производит нет и результата», – считает Сергей Куюн.

Относительно того, как запрет отразится на ВСУ, он замечает, что Евро-3 и Евро-4 для оборонки не покупали. Потому что его просто никто не производит и у него нет сбыта. В армии много техники западного образца. Поэтому фактор качества горючего очень важен.

«Проблема армии в другом. Там нет контроля качества от поставщика к потребителю. Очень часто военные жалуются на то, что ради дизтоплива или бензина вынуждены ехать на коммерческие заправочные станции, чтобы хотя бы полбак нормального их топлива до полбака казенного. Потому что в противном случае коксуются форсунки и так далее», – подчеркивает эксперт.

Поэтому проблема именно в этом, а не Евро-3 или Евро-4. Вообще приводит пример Сергей Куюн, Евро-3 или Евро-4 – это 50 частиц на миллион. А Евро-5 – это 10 частиц. Это чисто экологический показатель, ни на что не влияющий. Вы никогда в машине не почувствуете разницу между Евро-4 и Евро-5. Наиболее современные двигатели, возможно, почувствуют Евро-3. То есть, это не те параметры, которые могут влиять на эксплуатационные параметры и вызвать какие-то сбой – особенно в грузовой технике.

Поэтому эксперт уверен, что на простых гражданах или бизнесе эти изменения не отразятся, потому что не было этого горючего на рынке в значительном количестве. Можно говорить всего о 1% Евро-3 и Евро-4.

«Да, есть горючее из мини-НПЗ, но оно никуда не денется. Оно продавалось как до и после 2022 года, так и дальше будет продаваться. Потому что никто не занимается контролем качества. Пыхтят «миники» БРСМ и Сан Ойлу, последний с тем горючим еще умудряется участвовать в тендерах на поставку бензина для Минобороны – какой-то там в закупках горючего проходной двор», – подчеркивает Сергей Куюн.

Он отмечает, что государство также не получит больше налоговых поступлений. Но создаются условия, чтобы потенциально навести порядок в области качества нефтепродуктов. Этот вопрос действительно есть. И любой автомобилист вам скажет, что сталкивался с каким-то странным горючим. Из-за этого случаются аварии с летальными случаями. Поэтому нужна большая программа по контролю качества – а она очень дорогая.

«Тогда, в 2022 году, Правительство запретило эти проверки. Считаю, что это было верно: честно говоря, ситуация была катастрофической. И этот мораторий действует. Хотя какое-то ослабление было – Госэкоинспекции разрешили в каких-то случаях по требованию проводить эти проверки. Но программы, если бы они это делали на постоянной основе по своему усмотрению, сейчас нет. Если будет, например, жалоба потребителя – на нее будут сделаны соответствующим образом проверки и будет обнаружено, что там не Евро-5, это вызовет санкции. А сейчас за Евро- или Евро-3 никаких санкций продавец не понес бы», - резюмирует Сергей Куюн.

 

Игорь ТЕМИН.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.