Международный валютный фонд и Министерство финансов Украины сделали свои прогнозы по курсу гривны. С 2025 года национальная валюта заметно подешевеет. Каким может быть прогнозируемый курс – читайте в Информаторе
Международный валютный фонд (более пессимистично) и Министерство финансов Украины сделали свои прогнозы по курсу гривны к доллару на ближайшие годы. Стоимость американской валюты в Украине может превысить отметку в 54 гривны. Когда это может произойти и как связано с дефолтом, читайте в Информаторе.
Согласно данным МВФ, в 2024 году курс доллара будет 41 грн/долл. По состоянию на 8 июля 2024 официальный курс доллара составлял 40,54 грн. Такие же цифры заложены в бюджете Украины. Поэтому вряд ли до конца этого года курс существенно изменится.
В отчете МВФ World Economic Outlook прописано, насколько может расти курс доллара в Украине в ближайшие годы. За прогнозом МВФ, в 2025 году средний курс будет составлять 45,8 грн/долл., в 2026 году - 48,6 грн/долл., в 2027 году – 50,4 грн/долл, в 2028 году – 52,1 грн/долл. И наконец, в 2029 году МВФ прогнозирует курс в 54,1 грн/долл.
В разработанном Минфином Бюджетная программа на 2025-2027 годы, которую утвердил Кабмин Дениса Шмыгаля, более оптимистичны ожидания курса национальной валюты. В 2025 году, по их прогнозам, средний курс будет 45 грн/долл., а к концу года 45,6 грн/долл. В 2026 году, по мнению Минфина, средний курс будет 46,5 грн/долл., а в конце года – 45,9 грн/долл. В 2027 году ожидают средний курс 46,4 грн/долл. и в конце декабря 2027 года – 46,2 грн/долл.
Если заглянуть в меморандум Украины с МВФ и намерения к нему, подписанные среди других премьер-министром Денисом Шмыгалем и министром финансов Сергеем Марченко, там отмечается, что будет сохранена гибкость обменного курса в режиме управляемого курса. Однако предсказаний относительно будущего курса доллара и гривны в этом документе нет. Будет продолжена либерализация рынка курса валют. Равномерно будет ослабляться денежный контроль. Среди задач также стоит уменьшение разницы между официальным и рыночным курсом доллара (сейчас составляет около 2%). При этом МВФ указывает на риски затрат значительного количества валютных резервов на поддержку курса гривны. Следовательно, курс гривны должен быть более гибким. С марта НБУ уже снизил учетную ставку на 2%, если сохранится умеренная инфляция и будут благоприятные условия, то ставка может быть снижена еще больше, что будет способствовать большей доступности кредитов для населения и бизнеса.
“Следует продолжить смягчение монетарной политики, а обменный курс должен приспособиться к внутренним и внешним шокам. Недавняя дезинфляция и хорошо закрепленные инфляционные ожидания создают возможности для дальнейшего снижения ставок. Повышение гибкости обменного курса для поглощения шоков и ограничение чрезмерных валютных интервенций валютные резервы. Тщательный подход к валютной либерализации в соответствии со Стратегией НБУ обеспечит согласованность с общим набором политических мер и макростабильность, одновременно способствуя экономическому восстановлению”, - говорится в документе, подписанном руководителем Правительства Украины с МВФ.
Член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин ожидает, что в 2025 году доллар будет стоить около 42 грн. Эксперт отмечает, что больше 50 гривен за доллар курса не будет. А инфляция в 2025 году не будет столь же значительной, какой она была в 2022 году. Он считает ситуацию контролируемой. По его мнению, курс будет таким, как запланирован в Бюджетной декларации.
По данным НБУ, на 1 июля 2024 г. международные резервы составляли 37,9 млрд. дол. За июнь резервы уменьшились на 2,9% (-1,1 млрд долл.). В июне НБУ потратил 3 млрд. дол. в поддержку курса гривны, в мае – 3,1 млрд дол. Это выше, чем тратилось в среднем за последние 12 месяцев - 2,55 млрд дол.
"Повышенный спрос на валюту среди прочего продолжает оговариваться широким пакетом валютной либерализации, принятым в мае, ухудшением курсовых ожиданий и увеличением спроса на наличную валюту (в июне чистая продажа наличной валюты составила почти 1 млрд. долл.). Приток валюты от поступления международной помощи и размещения валютных ОВГЗ (2,4 млрд. долл.) был недостаточным, чтобы компенсировать интервенции НБУ и выплаты по государственному валютному долгу. Это и привело к сокращению международных резервов", – объясняет нардеп Даниил Гетманцев.
В то же время, он добавляет, что валютных резервов достаточно для выполнения всех валютных обязательств правительства/НБУ и поддержки курса в краткосрочной перспективе. В июле 2024 года международные резервы должны поддержать поступление транша МВФ на сумму 2,2 млрд. дол. Также ожидается кредит от США в 7,8 млрд дол. По прогнозам МВФ на конец года, валютные резервы Украины должны составлять 41,8 млрд грн (сейчас 37,9 млрд грн).
В 2022 году Украина договорилась об отсрочке выплат до августа 2024 года. Минфин должен оплатить инвесторам более 23,4 млрд. дол. Пока инвесторы не согласились отсрочить эти выплаты на следующие годы. Если это не будет сделано до 10 августа 2024 года, Украину ждет технический дефолт. По сути, в условиях войны он не очень страшен. Но, по мнению экономиста Михаила Крапивко, это может еще больше ослабить гривну, а Украине станет сложнее привлекать средства из-за границы.
5 мая издание The Wall Street Journal выпустило статью, в которой утверждалось, что западным инвесторам и кредиторам надоело отсрочивать погашение долгов экономики Украины в связи с войной. Киев могут заставить платить процент по непогашенным еврооблигациям уже с 2025 года. Речь идет об инвесторах, владеющих примерно пятой частью непогашенных еврооблигаций Украины (ориентировочно на сумму 20 млрд долл.). Они хотят, чтобы Украина, которая получит 60 млрд долларов. помощи от США и 50 млрд евро от ЕС, возобновила выплаты в обмен на списание части долга. К тому же, еще 50 млрд дол. кредита Украине хотят выделить под залог арестованных российских активов на мероприятии
Председатель Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко отмечает, что уже через несколько месяцев газ для населения может подорожать до 9-9,5 грн/куб. м. Такое повышение повлияет и на цены на теплоснабжение и горячую воду. По его прогнозам, в целом тарифы на газ для населения могут вырасти до 11-13 грн/куб. м, возможно, постепенно дойдут до 16 грн/куб. м (вдвое больше, чем население платит сейчас). Тарифы на тепло и горячую воду без компенсаций от государственного и местных бюджетов возрастут на 30-50% в зависимости от региона. Впрочем, когда именно произойдет подорожание, неизвестно, ведь, по словам Попенко, оно планировалось еще в 2023 году, но не произошло. А вот народный депутат Сергей Нагорняк намекает, что тарифы на электроэнергию и газ могут повыситься ближе к маю 2025 года.
Директор экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин отметил, что такие же условия, которые озвучили в США для Украины по "либерализации тарифов на газ и электроэнергию", прописаны в меморандуме между МВФ и Украиной. В частности, там отмечается, что как только война закончится, потребуется постепенное повышение тарифов на газ и электроэнергию с целью возмещения расходов, с выделением адекватных целевых ресурсов для защиты уязвимых домохозяйств, утверждается в документе. На какую сумму будет рост, не указывается. Однако такое удорожание может произойти и раньше (хотя в тексте меморандума этого нет), при этом правительство будет пытаться защитить субсидиями наиболее уязвимые категории населения. Повышение тарифов необходимо для продолжения внешнего финансирования долгов Украины и для закрытия долгов энергетических предприятий. Одних только долгов теплоэнерго накопилось, по оценкам нардепа Алексея Кучеренко, около 100 млрд. грн.
В Украине действует мораторий на повышение тарифов для населения на газ, отопление и горячую воду "до конца военного положения" и 6 месяцев после нее. Он подписан президентом Владимиром Зеленским в 2022 году. Однако в случае давления внешних партнеров, особенно кредиторов и недостатка десятков миллиардов гривен в бюджете, нельзя полагаться на 100% на действие моратория. А чтобы отменить этот мораторий, нужно будет собрать голоса в Верховной Раде Украины.
Кстати, в меморандуме с МВФ говорится, что в октябре 2024 года должны провести аудит работы предприятий теплоэнерго и выяснить, почему у них такие значительные долги. Соответственно требования об устранении проблем у нерентабельных теплоэнерго могут возникнуть в следующих документах МВФ. А что можно сделать для перекрытия долгов? Один из вариантов – увеличить тарифы для населения, отменив мораторий.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.