Минветеранов восстанавливает проект Создано защитниками: его критикуют со всех сторон

Читати українською

Минветеранов возвращается к инициативе выделения отдельных полок под товары ветеранского бизнеса

Читати українською
Ветераны
Проект Создано защитниками хотят восстановить

Минветеранов возвращается к инициативе выделения отдельных полок под товары ветеранского бизнеса

После почти трехлетней паузы Минветеранов перезапускает инициативу поддержки ветеранского бизнеса "Создано защитниками". Это специальный логотип министерства, которым ветераны-предприниматели могут маркировать свой товар для большей его узнаваемости и популяризации. Сработает ли эта инициатива, разбиралась LIGA.net.

Какова идея проекта «Создано защитниками»?

Идею маркировки ветеранских продуктов презентовали еще в июле 2021 года, когда министерство возглавляла Юлия Лапутина. Однако инициатива так и не заработала.

Как пояснил впоследствии нынешний глава ведомства – и.о. министра по делам ветеранов Александр Порхун – в инициативу были заложены "бюрократические механизмы", которые мешали ей двигаться.
В мае этого года министерство вышло с заявлением о перезапуске бренда и восстановлении проекта.

"Сейчас упростили алгоритм участия в проекте для защитников и защитниц, обновили договоры и формы заявлений и требования к пакету необходимых документов, чтобы количество участников увеличилось", – говорится в заявлении министерства.

Одна из наиболее интересных инициатив в рамках проекта – выделить отдельные полки в супермаркетах, крупных ТРЦ и на заправках специально для продукции "Создано защитниками". Однако эта идея, которая, без сомнения, направлена ​​на помощь ветеранскому бизнесу, может стать для него медвежьей услугой от государства. Ее реализация может вызвать серьезное напряжение между "ветеранским" и "обычным" бизнесом, между бизнесом в целом и супермаркетами, между супермаркетами и государством.

Что говорят производители

Первое, что стоит упомянуть, у части производителей, а именно производителей продуктов питания, и так непростые отношения с ритейлом, которые установились еще задолго до полномасштабного вторжения. Полки супермаркетов – самый привлекательный для производителей канал сбыта продукции. Однако от них часто звучали обвинения в торговых сетях по диктованию условий сотрудничества, которое до конца так и не урегулировано.

Сами же производители по-разному относятся к такой инициативе. Президент Всеукраинской ассоциации пекарей Александр Тараненко считает, что все должно быть в рамках честной конкуренции и без злоупотреблений.

"Если не будет экономических преимуществ, определенных льгот, то есть речь о прямой, честной конкуренции, то проблем я не вижу. Если это будут отдельные полки, то определенное моральное преимущество у них, конечно, будет, люди будут обращать внимание, пытаться поддержать ветеранский бизнес. Но как по мне, ветераны это заслужили. Главное, чтобы не было злоупотреблений: чтобы потом не оказалось, что под этим брендом продаются товары не ветеранского бизнеса", - говорит Тараненко.

Другая позиция у исполнительного директора Союза молочных предприятий Украины Арсена Дидура. По его мнению, такая инициатива не имеет ничего общего с реальной помощью защитникам и только приведет к искаженной конкуренции.

"Это чистый маркетинг. Я бы здесь разделял. Есть святые вещи: социальная ответственность перед защитниками и государство должно им помогать. Другой вопрос - это искаженная конкуренция. Мне это напоминает одну ситуацию: в свое время действовала льгота для лиц с инвалидностью на ввоз авто без растаможки. Тогда у нас чуть ли не полстраны превратились в лиц с инвалидностью. Я считаю, что на полке должен быть тот товар, который интересует потребителя, и он должен конкурировать своим качеством" ,- говорит Дидур.

"Лишних" полок у ритейла нет

Впрочем, полки супермаркетов имеют свои правила выкладки и они не безразмерны. Для того чтобы положить продукцию новых поставщиков, необходимо "подвинуть" предыдущих. А это не каждому бизнесу может приглянуться.

"Выделение полок под такую продукцию вопрос сложный, ведь нужно учесть товарное соседство, температурные режимы хранения продуктов, наличие дополнительных мест, изменение выкладки, дополнительное оборудование, ресурсы и тому подобное. Также следует понимать, какой именно ассортимент будет покрывать программа "Создано Защитниками" для оценки необходимости отвода отдельных полок", - отмечает исполнительный директор общественного союза "Украинский Фуд-ритейл альянс" Наталья Петровская.

Как объясняет маркетолог, бизнес-консультант, основатель консалтинговой компании Sales Marketing System Петр Савич, ритейл работает с различными каналами дохода. Один из таких - продажа приоритетных полок компаниям, которые готовы за это платить.

"И если государство введет сюда какую-то регуляцию, то, по сути, оно влезает в операционную деятельность бизнеса. А ни один бизнес этого не любит. Именно поэтому это может быть точкой конфликта, которая вообще не нужна никому: ни ритейлу, ни ветеранам, даже если они являются учредителями какого-то бизнеса", - говорит маркетолог.

Дискриминация внутри ветеранского сообщества

О том, что подобные идеи могут дать прямо противоположный – негативный эффект, – говорит директор консалтинговой фирмы "Kearney Украина" Владимир Стецик. По его мнению, отличить от других товаров ветеранские продукты специальным логотипом – это хорошая идея. Однако эти товары следует оставить на полках в общей раскладке. Так проще для супермаркетов, выгоднее для самих производителей и удобнее увидеть товар потребителю.

"Главное - чтобы не было сегрегации (разновидность дискриминации, которая заключается в фактическом или юридическом отделении в пределах одного общества отдельных общественных групп. - Ред.) Мы должны дать возможность ветеранам быть конкурентными по максимуму. Если общество будет разделять "ветеран-не ветеран", мы получим негативный эффект. Работая в ритейле, мы всегда думали как оптимально построить выкладки. Отдельно ставились или испорченные продукты, или линия дисконта. И если мы поставим отдельно ветеранские товары, то оно скорее будет иметь негативное последствие, а не положительное", - говорит Стецик.

То есть, подобный подход государства может вызвать дискриминацию внутри самого ветеранского сообщества, между различными видами бизнеса. В частности, теми, которые не ориентированы на продажу товаров через полки супермаркетов.

"Ветеранское сообщество еще очень долгое время будет заточено на самообеспечение. То есть на изготовление именно военной продукции: тактическое снаряжение, форма. А для этих предприятий никакой государственной поддержки нет", - говорит военный юрист, ветеран Артем Фоменко

Какие могут быть варианты?

По мнению Артема Фоменко, именно государство должно взять на себя ответственность за поддержку ветеранского бизнеса через госзаказ. Теперь получается, что эта ответственность возлагается на плечи обычного потребителя, налогоплательщика.

"На мой взгляд, важно государству взять на себя это обязательство и гарантировать заказ предприятиям. И пока нет государственного заказа, даже частичного, то не совсем справедливо обязывать другой бизнес просто уступить место без конкуренции. И только потому, что государство хочет сделать определенную медийную кампанию. Несправедливо, когда предоставляют преимущества просто по социальному статусу, отвергая основные нормы рынка, должна быть здоровая конкуренция", - отмечает юрист.

В ассоциации фуд-ритейлеров отмечают, что в течение последнего года ритейлеры уже реализовали программы поддержки украинских производителей в рамках программы "Сделано в Украине". Эти инициативы каждая сеть интегрировала отдельно, учитывая формат работы и возможности. Так, сеть "Сильпо" уже внедрила у себя такую инициативу в рамках своего проекта "Лавка традиций", где продаются крафтовые товары. Сеть Auchan сейчас в процессе обсуждения официального сотрудничества с Минветеранов и внедрения инициативы "Создано защитниками".

Маркетолог Петр Савич отмечает, что у государства должны быть механизмы стимулирования ветеранского бизнеса. Но эта стимуляция не должна быть внешней.

"Дайте ветеранскому бизнесу определенные налоговые преференции, какие-то гранты. Компании, если хотят, могут использовать различные маркетинговые активности, но свои, а не с подачи государства. То есть я сторонник наименьшего вмешательства государства в регулирование бизнеса. А если какая-то сеть супермаркетов захочет простимулировать определенного производителя, то она сама об этом с ним договорится", - говорит маркетолог.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не упустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.