Понятые в уголовном производстве является формальностью или необходимостью - разъяснение юриста

Читати українською

По словам юриста, понятой относится к участникам уголовного производства

Читати українською
Понятые
Юристка о понятых в уголовном производстве

По словам юриста, понятой относится к участникам уголовного производства

В Украине для проведения некоторых следственных действий в уголовном производстве обязательно участие понятых. Они должны удостоверить факт проведение следственного действия, его хода и результатов Вместе с тем в действующем УПК Украины им почти не уделено внимания. Об этом рассказала юрист адвокатского объединения "Alertes" Юлия Пономаренко.

В п. 25 ч. 1 ст. 3 УПК РФ отмечено, что понятий относится к участникам уголовного производства. Однако по сравнению с другими участниками понятия не имеют отдельно предусмотренных для них прав и обязанностей, а значит, не имеют четкого процессуального статуса.

"Об участии понятых в следственных (розыскных) действиях, речь об этом идет только в общих нормах. Согласно ч. 7 ст. 223 УПК Украины следователь, прокурор обязан пригласить не менее двух незаинтересованных лиц (понятых) для предъявления лица, трупа или вещи для опознания, осмотра трупа, в том числе связанного с эксгумацией, следственного эксперимента, освидетельствования личности. Исключаются случаи применения непрерывной видеозаписи хода проведения соответствующего следственного (розыскного) действия.Понятые могут быть приглашены для участия в других процессуальных действиях, если следователь или прокурор сочтет это целесообразным", - указала адвокат.

Наряду с этим в статье предусмотрено, что обыск или осмотр жилья или иного владения лица, обыск лица производятся с обязательным участием не менее двух понятых независимо от применения технических средств фиксирования соответствующего следственного (розыскного) действия. Законопроектом № 10206 от 02.11.2023 года было предложено внести ряд изменений в УПК Украины, в частности отказаться от устаревшего «института понятых» с его заменой обязательной видеофиксацией процессуального действия.

Однако главное научно-экспертное управление аппарата ВРУ в своем заключении на вышеупомянутый проект закона не согласилось с данным предложением и отметило, что «участие понятых является гарантией правильного, непрерывного восприятия при производстве следственных действий обстоятельств и актов, имеющих значение для уголовного производства, их надлежащего фиксирование в процессуальных документах». Таким образом, существует четкое разделение мнений о необходимости существования института понятых в уголовном производстве. Одни высказывают позицию за сохранение этого института, мотивируя это тем, что привлечение понятых является залогом возможного нарушения прав и интересов лица правоохранительными органами и важным средством обеспечения правдивости собранных доказательств. Представители противоположной позиции указывают на то, что институт понятых устаревший и с развитием технических средств фиксирования информации он потерял свою актуальность.

"По моему мнению, при наличии постоянной видеофиксации процессуальных действий вполне возможно отказаться от данного института, ведь участие понятых в уголовном производстве является скорее формальной, чем реально осуществляемой функцией. На сегодняшний день институт понятых сводится только к присутствию этих участников на следственных действиях и их подписью в протоколе, но само присутствие понятых при проведении следственного действия не в состоянии обеспечить соблюдение процессуальной формы", - акцентировала юрист.

Кроме того, анализируя зарубежный опыт функционирования данного института, можно говорить о том, что ведущим демократическим странам мира не характерно привлечение таких лиц. К примеру, уголовное процессуальное законодательство Англии и США не содержит института понятых или его аналога.

"Если же привлечение понятых и предусматривается законодательством некоторых из ведущих стран, то лишь в исключительных случаях для проведения процессуальных действий принудительного характера, что в большинстве случаев связано с вторжением в жилище лица (Франция и Германия). Поэтому совершенно очевидно, что назрела необходимость пересмотреть и отменить этот "рудимент" отечественного процессуального права", - резюмировала юрист.

Офис генпрокурора о расследовании военных преступлений

Генеральный прокурор Андрей Костин рассказал о текущих результатах работы по расследование военных преступлений и привлечение виновных к ответственности. По состоянию на 28 марта задокументировано более 124 тысяч военных преступлений, повлекших повреждение или разрушение более 150 тысяч гражданских объектов. Это жилые дома, критическая инфраструктура, объекты энергетики, школы, садики, больницы, культурные и религиозные заведения. При этом часть территории Украины остается временно оккупированной, поэтому постичь реальные последствия действий врага в настоящее время невозможно. Украина первой в мире расследует преступления против окружающей среды и кибератаки как военные преступления.

Для эффективного расследования создали 9 специализированных подразделений по расследованию военных преступлений в прифронтовых регионах, также работают подразделения по преступлениям сексуального насилия, связанного с конфликтом и военным преступлениям против окружающей среды. Параллельно с этим развивается система поддержки для пострадавших и свидетелей преступлений рф. Уже установлено и сообщено о подозрении 540 представителям россии, из которых 24 в порядке очного производства. Дела по 365 из них передали в суд, еще 102 - получили приговоры.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.