Примут ли нардепы законопроект Правительства по резкому увеличению налогов в Украине - прогнозы и последствия

Правительство Украины призывают активизировать усилия не для увеличения налогов, а для борьбы с теневой экономикой для обеспечения поступлений в бюджет и честную конкуренцию

Налог
В Раде готовятся рассмотреть налоговый законопроект Правительства

В Украине готовится рекордное повышение налогов. В правительственном проекте, уже зарегистрированном в Раде, прописана настоящая "шоковая налоговая терапия" для людей и бизнеса. Безумное количество отечественных и международных организаций, экспертов и самих народных депутатов призывают Верховную Раду не принимать законопроект об увеличении налогов. По всей вероятности, депутаты прислушиваются к мнению общества. Информатор собрал основные положения, аргументирующие ошибочность налоговой инициативы Правительства.

Ни одна страна мира не имеет налога с продаж и НДС одновременно – Американская торговая палата

Американская торговая палата в Украине призывает Парламент и Правительство обеспечить равные условия для ведения бизнеса в Украине и защитить фундаментальный принцип, согласно которому перед тем, как взимать большие налоги с честных налогоплательщиков, необходимо приложить все усилия, чтобы физические и юридические лица, работающие в Украине, платили свою справедливую долю налогов, что действуют сегодня.

«Любые предложенные изменения должны отражать взвешенную налоговую политику и стремление обеспечить соблюдение налогового законодательства и соблюдение налоговой справедливости. К сожалению, недавно предложенные изменения налоговой политики (проект Закона №11416) не соответствуют этим принципам и приведут к дальнейшей дискриминации прозрачного бизнеса, усилят искажение конкуренции между налогоплательщиками и налоговыми уклоняющимися, подорвут доверие и будут способствовать увеличению теневой экономики», — говорится в обращении организации.

Наибольшее беспокойство в предложенных налоговых изменениях вызывает налог на прибыль в размере 1%, который будет применяться к доходам предприятий. Это опасный прецедент, такой налог не должен быть введен, поскольку он совершенно новый налог с продажи наряду с действующим режимом налогообложения НДС.

"Насколько нам известно, ни у одной страны мира нет налога с продаж и НДС одновременно, как это предлагается в Украине", — отметили в Американской торговой палате. 

Инициативы Правительства приведут к худшим последствиям – аудитор Михаил Крапивко

Экономический эксперт Михаил Крапивко убежден, что инициативы Правительства не достигнут желаемого эффекта и скорее приведут к худшим последствиям.

Напомним, по новому законопроекту ставка военного сбора будет повышена до 5% на доходы согласно статье 163 Налогового кодекса (сейчас она 1,5%). Юридические лица обязаны платить 1% доходов, полученных от любой деятельности. Для физических лиц - предпринимателей, избравших первую, вторую и четвертую группу единого налога, установлена ​​ставка 5% от суммы, равная двум минимальным заработным платам в месяц (или пока по 800 грн в месяц). Для ФЛП третьей группы ставка будет составлять 1% от дохода (сейчас этого нет).

"Они считают, что если введут дополнительные сборы по этим операциям, то в прямой пропорции с сегодняшними цифрами у них увеличится доход. На самом деле даже то, что из заработной платы они вместо 1,5% будут брать 5%, это приведет только к сокращению официальной заработной платы. А обложение юридических и физических лиц дополнительным сбором – это тоже уход в тень... В результате, чиновники получат в бюджете те же платежи, что сегодня, но при этом еще больше подорвут доверие к государству и желание людей работать", — комментирует Михаил Крапивко.

Ужесточение администрирования тоже вряд ли принесет увеличение доходной части. До предела люди соглашаются с налоговиками платить больше (хотя сегодня это уже стало не реальным показателем деятельности, а договоренностью платить больше). Вне этого предела, когда бизнес становится не эффективным, его проще закрыть, чем с кем-то о чем-то договариваться. Вместо того чтобы развивать и стимулировать экономику, ее "общипывают" до конца. Из-за новых ставок налогов может увеличиться миграция.

"На мой взгляд, такие экономические инновации - это подрыв экономики Украины (базиса для ее обороны) и работа на агрессора. Ничего хорошего я здесь не вижу. По-моему, это диверсия", — отмечает Михаил Крапивко.

Есть более простой и быстрый путь наполнения бюджета – экономист Алексей Кущ

Алексей Кущ отмечает, что «чистить рыбу» будут с хвоста – так удобнее.

"То есть речь о повышении таких массовых налогов как военный сбор и налоги ФЛП, а также НДС и акцизов, которые являются косвенными налогами и в структуре цены товаров их платит конечный потребитель, то есть простой украинец", — говорит эксперт.

Куст предлагает другой выход из ситуации. То есть пойти правительству на «неудобство» и начать «чистить рыбу» с головы. Еще до полномасштабной войны в парламенте планировали предусмотреть в законодательстве механизм досудебного урегулирования долга бывшими акционерами обанкротившихся банков, напомнил он.

"Об этом писал член Совета НБУ Виталий Шапран, в частности, он говорил, что более действенным способом возврата средств могли бы стать мировые соглашения с бывшими собственниками коммерческих банков о реструктуризации и погашении долгов. Добровольное урегулирование обязательств перед государством – это общеизвестная мировая практика, применявшаяся, в частности, в США. Американские прокуроры шли на такие соглашения с обвиняемыми, потому что в противном случае на каждый доллар, полученный в рамках долговременных инвестиций тратилось в среднем 30-40 центов бюджетных средств. В случае соглашения со следствием государство получает деньги сразу и без права обжалования со стороны обвиняемого", — отметил эксперт.

То есть, предлагает Кущ, нужно взять деньги у тех, у кого они есть, вместо того, чтобы забирать последние «перья», у тех, у кого его уже почти нет.

Налоговая нагрузка на микро и малый бизнес возрастет в разы – нардеп Нина Южанина

Нина Южанина посчитала, как возрастет налоговая нагрузка на микро и малый бизнес и наемных работников по налоговым инициативам правительства.

Она говорит, что независимо от того, является человек наемным работником или работает по договору гражданско-правового характера, из заработанных им средств работодатель/заказчик будет удерживать уже не 19,5 (НДФЛ+военный сбор), а 23%. Реальная зарплата на руки уменьшится на 3,5%.

«И здесь стоит задуматься: почему, независимо от размера зарплаты, будет применяться ставка 5%? Неужели непонятно, что при доходе в размере 8 тыс. или 60 тыс. грн это разная налоговая нагрузка?», — задается вопросом Южанина.

Также правительственным законопроектом №11416 предусмотрено предоставление права местным советам устанавливать для соответствующей территории минимальную налогооблагаемую базу НДФЛ. То есть, объясняет Южанина, если зарплата наемного работника меньше такой минимальной базы налогообложения НДФЛ, работодатель должен за свой счет уплатить в бюджет разницу между начисленным налогом с этой минимальной базы и удержанным НДФЛ с выплаченной работнику заработной платы. Это не будет распространяться на учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета, коммунальные предприятия и предприятия лиц с инвалидностью.

«Интересно, на основании чего местные органы будут определять минимальную налогооблагаемую базу НДФЛ? На основании представлений об уровне зарплаты? Это нарушение Конституции, Налогового кодекса, поскольку НДФЛ является общегосударственным налогом, а местные органы имеют право устанавливать только местные налоги и сборы! Понимает ли правительство, что оно делает? Похоже, нет», — заключает Нина Южанина.

На правительственную версию уже нет голосов даже на включение в повестку дня – нардеп Ярослав Железняк

Народный депутат Ярослав Железняк ожидает голосования не ранее сентября и сетует на нехватку голосов.

"Так, давайте вернемся к налоговым инициативам Правительства. Из-за того, что заседания Рады на этой неделе уже не будет, даже теоретическая возможность сократить время представления альтернативных и голосование исчезла. Соответственно 2 августа будет время внесения альтернативных. Дальше где-то Комитет (если будет) и вынесение на голосование. То есть не ранее 20-х чисел августа в теории может состояться первое чтение. И где-то в лучшем случае сентябрь второе", — написал Ярослав Железняк.

Он добавил, что если не изменится кардинальная редакция, то шансы принятия приближаются к нулю.

"Худшее в этой ситуации то, как много времени было потеряно. Идея с увеличением НДС была бы отвратительной, но логичной, только если бы вовремя ее делали. А не за 3 месяца", — заметил Железняк.

Свое мнение он объяснил на цифрах. 

"1% НДС это грубо где-то 40 млрд. Соответственно нам нужно 120 млрд, это в теории +3% НДС…., но нет, у нас только 1/4 года осталась. И потому, чтобы закрыть дыру только поднятием НДС, нужно уже +12 и даже наверняка больше, потому что в таких цифрах это точно в тень часть толкнет. И потому власти будут вынуждены делать какой-то микс между НДС и этими (иногда абсолютно странными) идеями, которые заложены в законопроект Правительства…. Иначе у них цифры не сойдутся по бюджету", — написал он в своем телеграм - канале.

Железняк добавил, что у него нет сомнений - на правительственную версию нет голосов даже на включение в повестку дня.

"Но альтернативные версии тоже не будут очень ок. Потому что время безвозвратно потеряно", — спрогнозировал он дальнейшее развитие ситуации по повышению налогов. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube