Сервисный центр МВД в Днепре: от очереди на 50 человек до уютного банка со схемами

Информатор продолжает серию публикаций о злоупотреблениях в ТСЦ репортажем из Днепра, где оказалось даже больше проблем, чем на Западе страны: то же искусственное создание очередей сотрудниками и "схемные" финучреждения рядом с Центрами

Технологии по заработку на ТСЦ МВД в Украине
"Ожидание - реальность": несмотря на все современные технологии, под входом в ТРЦ, где расположен Центр в Днепре, утром толпятся клиенты

В Днепре ситуация с Территориальными сервисными центрами МВД даже хуже чем региональных центрах на Западной Украине. Здесь очереди еще больше, билетов еще меньше, а люди – гораздо более нервные. Меняется только название "карманного" банковского отделения, расположенного рядом с ТСЦ: вместо "Индустриалбанка" здесь работает "АО "МетаБанк" с запорожской пропиской.

Информатор продолжает серию публикаций о схемах, существующих в ТСЦ МВД Украины. В первой статье мы рассказывали об удивительных закономерностях, замеченных нашим журналистом Сергеем Шишкиным в ТСЦ №4645 (г. Стрый Львовской области). Первая: взять билеты онлайн на нужную дату почти невозможно, что побуждает клиента к поездке в ТСЦ "физически". Вторая: очереди создают искусственно, и когда люди уже теряют надежду, – появляются "решалы", предлагающие услуги за 1,5 тыс грн.Третья: из-за невозможности безналичного расчета у операторов ТСЦ клиенты идут в ближайшие банковские отделения - которые, в свою очередь, "стригут" с людей неплохие проценты.

Тест-драйв системы в Днепре

Сергей Шишкин провел эксперимент, попытавшись получить билет и попасть на обслуживание уже в ТСЦ в Днепре. Тест-драйв системы начали с испытания системы электронной записи на получение услуг. Так же, как и в Стрые, мы отправились на процедуру перерегистрации транспортного средства. Такое действие является максимально простым, поскольку не требует экспертных оценок.

Записаться на конкретное время в несколько ТСЦ в Днепре не получилось. Центр №1249 на Слобожанском проспекте показал нам доступные даты на 14, 15 и 16 мая (сам эксперимент Информатора проходил еще 9 числа). Центр №1241 на Солнечной Набережной показал странную солидарность с "коллегой" - причем билетов на выбранные даты оказалось даже меньше - на 14 число всего 4 записи вместо 17 в предыдущем ТСЦ. На следующий день взять билеты тоже невозможно: их просто нет в системе.

В Центре №1242 на просп. Труда, доступно больше билетов - и даже "день в день". Однако ни одного талона, который можно было бы взять онлайн, не было. Следовательно, Сергей отправился проверить ситуацию на месте - тем более что именно к этому побудила система. Для посещения выбрал ближайший ТСЦ №1249 по Слобожанскому просп. (напомним, там билетов не было совсем). Это пилотный Центр, который открывали в Днепре с помпой и пышными торжествами, как образцовый и пилотный, с качеством обслуживания на уровне.

Уже в половине восьмого у входа выстроилась немалая очередь - и, как только люди попали внутрь, предварительные записи и договоренности были забыты
Уже в половине восьмого у входа выстроилась немалая очередь - и, как только люди попали внутрь, предварительные записи и договоренности были забыты

Уже в 07:49 у входа в ТРЦ выстроилось около 50 человек. О том, что все они хотят попасть именно в ТСЦ, можно догадаться по поведению: народ довольно нервный, у некоторых в руках - папки с документами. Некоторое время добросовестно ищем "кто крайний" в очереди, впрочем, попытки обречены – все концы, похоже, потеряны еще полчаса назад.

"Эй, а вас здесь не стояло"

Экшн начался в 8:00, когда открылась дверь в ТРЦ. Люди двинулись к ТСЦ на второй этаж, все еще сохраняя видимость очереди, впрочем, когда толпа уперлась в препятствие в виде пани-регистраторши, очередь задрожала и смешалась. Сразу возникли конфликты: два бородача стали выяснять, кто из них где стоял в "предыдущей" очереди, а заветные билетики начали получать самые быстрые барышни, которые первыми добрались до регистраторши.

Проблема стала понятной, как только Сергей подошел ко входу. Дело в том, что сотрудница ТСЦ выдает билеты "вручную", самостоятельно вбивая данные клиентов в терминал самообслуживания. Вопрос о том, почему бы не поставить рядом еще два или три подобных аппарата, и не разрешить гражданам самостоятельно тыкать в них пальцами, – оставим среди риторических.

На вопрос Информатора о том, почему бы людям не обслуживаться самостоятельно, женщина сослалась на "Приказ №83 МВД Украины". Что за странный приказ, останется в тайне - он явно был подписан до 31 декабря 2015 года, а попытка ознакомиться с архивом приказов и распоряжений до этой даты на сайте МВД почему-то усердно ведет на страницу с "ошибкой 404".

Дама с рыжими волосами объясняет собственную задействованность в процессе "приказом МВД", впрочем, найти его на официальном сайте невозможно - кто-то "убил" архив
Дама с рыжими волосами объясняет собственную задействованность в процессе "приказом МВД", впрочем, найти его на официальном сайте невозможно - кто-то "убил" архив

Примечательно, что рядом с этим ТСЦ мы также нашли отделение "своего", специального банка, главная функция которого сводится к принятию и обработке платежей. На этот раз этим финучреждением оказался "МетаБанк" с регистрацией в Запорожье. Информатор проверил данные о 40 его отделениях, информацию о которых удалось найти в открытых источниках: из них большинство находятся в Центральной и Восточной Украине (Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская и Полтавская области), и 23 имеют в соседях ТСЦ.

"Хитрый" банк кичится сотрудничеством с Центрами

Заметив эту странную закономерность, мы решили проверить банк на родство с МВД так же, как предыдущий "Индустриалбанк" на Западной Украине, где обнаружили главу профсоюзов МВД среди членов Наблюдательного совета. Вероятно, предупреждая наш интерес к себе, банк закрыл страницу о своем топ-менеджменте, вывесив на нее сообщение – "Вам не позволено просматривать этот ресурс".

Метабанк даже внес принятие платежей от ТСЦ в свою финансовую отчетность за один из предыдущих лет
Метабанк даже внес принятие платежей от ТСЦ в свою финансовую отчетность за один из предыдущих годов

Впрочем, среди членов Наблюдательного совета нам все же удалось найти Алексея Кондратенко – члена и "независимого директора" по должности. Его полный тезка в Запорожье имеет свидетельство адвоката, и рассказывал о себе, что имеет "большой опыт в правоохранительных органах (прокуратуры рай-, городского, областного уровня, в т.ч. на руководящих должностях более 10 лет", плюс опыт в банковском секторе.

Следовательно, скорее всего, Алексей Кондратенко и является тем звеном, которое объединяет бизнес-интересы банка с государственным сектором, которым является ТСЦ. Из других источников Информатор узнал, что действующий "независимый директор" с июля 1998 по ноябрь 2005 действительно работал в органах прокуратуры, после чего перешел в "МетаБанк" (претензионно-исковая работа).

Можем предположить, что расположение отделений "МетаБанка" возле ТСЦ, так же, как и "Индустриалбанка" - на Западе страны, является не случайным совпадением. Таким образом, генерируется прибыль для банка. Более того – Информатор даже нашел финансовую отчетность банка за 2020 год, в которой банкиры прямо прописали стратегию по увеличению присутствия в Центрах.

"Учитывая уровень рисковости и проблемности в разных сегментах экономики Украины... в качестве стратегических сегментов выделены три глобальных: это Агробизнес, FMCG и предоставление услуг по приему и перечислению платежей с услуг, предоставляемых ТСЦ", - было указано в графе "Стратегические цели".

Однако внутри ТСЦ такие "цели" создают напряженность из-за увеличения времени, которое тратят операторы на обслуживание конкретного клиента. Тем самым косвенно побуждая граждан обращаться к "нужным людям" на местах. Впрочем, опыт по установке платежных терминалов в украинских центрах был – так, в публикации МВД за 2018 год такую ​​технику можно увидеть в ТСЦ в городе Червоноград Львовской области.

В далеком 2018-м, когда реформа как раз была в разгаре, в ТСЦ устанавливали платежные терминалы
В далеком 2018-м, когда реформа как раз была в разгаре, в ТСЦ устанавливали платежные терминалы

"Вопрос о производительности каждого конкретного администратора - это боль. Если бы клиенты ТСЦ вносили свои платежи на месте, то и норма затрат времени на обслуживание одного человека упала бы с часа до 20 минут. И таким образом вся коррупционная инфраструктура станет сразу ненужной. Но происходит наоборот - и это либо служебная халатность, либо преступная халатность, либо прямое выстраивание схем. Некоторым это очень удобно", - резюмирует Сергей Шишкин.

В следующей публикации Информатор расскажет о ситуации в Киевских ТСЦ. Казалось бы, ситуация в столице должна быть значительно лучше, чем в регионах - все же это главный город, и он должен "держать марку". Некоторые элементы действительно выстроены лучше, чем в Днепре и на Западной Украине. Но базовые правила остаются неподвластными реформе: есть и очереди, и злоупотребления.

Документы за "полторушку": чем запомнился наш визит в ТСЦ в Стрый во Львовской области

Напомним, в первой публикации из серии о коррупционных рисках и ТСЦ Информатор писал об опыте нашего журналиста по переоформлению автомобиля в Центре города Стрый Львовской области. Там он ощутил на себе всю административную мощь "маленьких руководителей" из регионального города, мощно переплатил за услуги и отверг предложения "решал" сделать документы за "полторушку".

Также мы писали, что около 30% семей, которые взяли кредиты по программе єОселя, обратились за ними на покупку жилья первой продажи Об этом сообщили 14 мая в Министерстве экономики Украины. При этом, по словам первого вице-премьера Юлии Свириденко, ипотечные кредиты по программе єОселя взяли уже 10 тысяч украинских семей. Следовательно, речь идет не только о социальной функции, но и об инвестировании в развитие сферы жилищного строительства в стране.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube