Ограничения снимут, как только человек явится в призывной пункт
Законопроект о мобилизации вводит ряд финансовых ограничений для уклоняющихся от призыва. Среди прочего такие лица могут потерять доступ к своим банковским счетам. Специалисты разобрали, как эту норму можно претворить в жизнь.
Как говорится в материале Минфина, закон "О правовом режиме военного положения" предлагается дополнить новой статьей 20 "Временные меры, которые могут быть введены гражданам во время проведения мобилизации". В ней говорится, что к военнообязанным и резервистов, не явившихся по повестке к призывному пункту или воинской части, применят следующие ограничения:
Ограничения снимут, как только человек явится в призывной пункт. Учитывая серьезные проблемы с укомплектованием армии, появление такого документа было вполне предсказуемым.
Законопроект обуславливает "ограничение права на пользование и распоряжение денежными средствами и другими ценностями", что предусматривает также ограничение доступа к банковским счетам. При такой формулировке обязательно встанет вопрос о действиях банков в случае, если нарушитель имеет средства на своем счете и хочет провести с ними какие-либо операции: от уплаты коммунальных услуг до размещения на депозит или покупку той же валюты, а также, например, по расчетам платежной картой в магазинах.
Следует учитывать, что речь пока только о проекте закона. И, скорее всего, в окончательную его версию еще внесут массу правок. Среди них не исключается, что и в статью.
Дело в том, что практически выполнить требования этой нормы сейчас сложно. Чтобы иметь возможность добавлять список уклонистов в Единый реестр должников, нужно иметь как минимум единую базу данных, которая будет включать не только ФИО и место жительства нарушителя, но и как минимум его идентификационный номер (ИНН). Проще говоря, требуется полный перечень данных, на основании которых банки должны идентифицировать уклоняющихся. Также необходима и привязка к "Дія", если нужно будет устанавливать запрет на открытие уклоняющимися новыми счетами и проведение операций по ним.
Нигде пока даже теоретически не прописан и порядок одновременного оповещения всех банков, в которых могут быть открыты счета таких клиентов. А также их разблокировку, если потом нарушитель выполнил все требования закона и должен быть исключен из списка уклонистов. По оценкам МВФ, в Украине в 2021 году проживало 40,998 миллиона человек, в результате только в 2022 году население сократилось до 34,840 миллионов. До конца 2023 Фонд прогнозирует, что в Украине будет проживать около 31,954 миллиона человек. Если учесть, что мужское население составляло до войны около 46% и предположить (приблизительно), что из них только каждый двадцатый может по разным причинам попасть в "черный список", это составит 31,954*46%*5% = 734,9 тысяч человек.
Каждый из них, скорее всего, имеет не один, а несколько счетов в банках, по несколько карточек, не говоря уже, что они производят свои платежные операции, например ту же оплату коммуналки, мобильной связи. Или есть депозиты и вклады. То есть, если даже предположить, что у этих нарушителей есть минимум по 1-2 счета в банках — это уже почти минимум до 1,5 миллиона счетов, подлежащих потенциальной блокировке. А потом потенциально и разблокированию, когда нарушители выполнят свой гражданский долг.
Поэтому подобное нововведение вряд ли будет приветствоваться НБУ, банками и розничными сетями (а это налоги с потенциальных покупок этих клиентов при расчетах картами, рабочие места торговых точек). Доработка нормативной базы как НБУ, так и самих банков также займет некоторое время.
Возник вопрос и о необходимости соблюдения четкого графика внесения в этот "черный список" граждан со стороны ТЦК, а затем и исключения из этого реестра, процедуры его утверждения и санкций в банки за нарушение сроков блокирования счетов или проведение отдельных операций клиентов, попавших в это перечня. Возможны и злоупотребления, когда по разным причинам угроза подобного попадания в "черные списки" нарушителей станет дополнительным стимулом для недобросовестных военнослужащих требовать неправомерную выгоду от внесения/невнесения, а затем и отзыв этих граждан из этих списков.
В результате подобная законодательная инициатива скорее всего в конечном варианте закона будет либо четко регламентирована и ограничена конкретным перечнем банковских операций и действий со счетами, либо вообще не будет включена в конечный документ. Поскольку польза от такой блокировки по сравнению с эффектом может оказаться в разы меньше. Более того, часть граждан в подобной ситуации может начать забирать деньги с банковских счетов на опасениях попасть в подобные "черные списки", что явно не пойдет на пользу воюющей экономике Украины. Меры воздействия на уклоняющихся от призыва, в том числе и сугубо экономические, у государства и ТЦК должны быть обязательно, но выполнение и юридическое решение этой проблемы явно нуждается в взвешенном и обдуманном комплексном подходе.
Законопроект об изменении правил мобилизации, военный учет и служба будет проголосован Верховной радой в первом чтении ориентировочно 10-14 января. В целом законопроект планируется принять до конца января или в начале февраля. Об этом сообщает издание Forbes со ссылкой на источники в "Слуге народа" и "Голосе". По наиболее вероятному сценарию, законопроект перед этим вернут правительству на доработку. В текущей редакции он вряд ли соберет достаточное количество голосов.
В парламентском комитете по вопросам безопасности и обороны сообщили, что новые правила мобилизации и демобилизации нарабатывались в течение года, но финальный документ стал для членов комитета неожиданностью. По словам двух нардепов, большинство дискуссионных норм (ограничение прав уклоняющихся, электронные повестки, возможная мобилизация людей с инвалидностью третьей группы) появились после доработки законопроекта Минобороны.
Депутаты также отмечают, что законопроект несет экономические риски, в частности из-за ограничений для уклоняющихся в определенных государственных и денежных услугах. Глава экономического комитета Дмитрий Наталуха отмечает, что значительная часть населения после принятия законопроекта может оборвать какие-либо связи с государством, среди последствий – прекращение работы с государственными банками, снятие наличных, переход на серое трудоустройство, снижение налоговых поступлений, увеличение эмиграции трудоспособных женщин, снижение внутренней логистики. В парламенте отметили, что у законопроекта в таком виде нет "хорошего финала".
Подписывайтесь на нашTelegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.