VIN-коды, Резерв+ и что делать после обновления данных: разъяснение самых проблемных вопросов от Минобороны и юристов

Мобилизация в Украине происходит в соответствии с новым законом и рядом других сопроводительных документов, вступивших в силу параллельно, впрочем, на практике военнообязанные столкнулись с рядом проблем и неувязок

Реестр Оберіг, Резерв
В приложении Резерв+ в ближайшее время должны появиться QR-коды

Более миллиона военнообязанных украинцев обновили свои данные через VIN-коды, Резерв+. Впрочем, что с этим делать дальше, многим неизвестно. Ответы на самые распространенные вопросы по разъяснениям представителей Минобороны и профильных юристов по текущему процессу мобилизации в соответствии с новыми нормами опубликовали 22 мая в NV.

Достаточно ли обновить данные только в Резерв+?

Да. Если военнообязанный или резервист от 18 до 60 лет обновил свои данные в приложении Резерв+, этого достаточно, чтобы не посещать с этой же целью ТЦК или центр предоставления административных услуг (ЦНАП).

«Зарегистрировавшись и обновив свои данные (фамилию, имя, адрес проживания, телефон и электронный адрес), человек выполнил требования закона. Этого достаточно», — подтвердил представитель Министерства обороны Украины Дмитрий Лазуткин.

Как решить самые распространенные проблемы с Резерв+?

Первые дни работы Резерв+ обнаружили ряд проблем в этом приложении, на которые жалуются пользователи. Минобороны дает следующие советы по наиболее распространенным из них:

Резерв+ недоступен за границей: подождать

«В некоторых странах приложение еще может быть недоступным, потому что маркетам нужно несколько дней на обработку любых изменений. Команда решает этот вопрос. В ближайшие дни приложение будет доступно, как на Android, так и на iOS. И все успеют обновить данные до 16 июля», — подчеркнула Екатерина Черногоренко, заместитель министра обороны Украины по цифровому развитию, цифровым трансформациям и цифровизации.

Данные в Резерв+ некорректны: исправить их можно в ТЦК

«Приложение обеспечивает прозрачность и открытость по поводу данных, которые знает о вас государство. Содержащиеся в реестре Оберіг. Ошибки – следствие человеческого фактора. Такое периодически случается, когда информация с бумажных карт вручную переносится в реестр. Рекомендуем обратиться в ТЦК, в котором вы стоите на учете, чтобы исправить ошибки», — советуют в Минобороны.

Отображается статус «в розыске»: вероятно ошибочное срабатывание системы, если в ней попытался зарегистрироваться действующий военнослужащий, для которых система Резерв+ не предназначена.

«Если вы все же скачали приложение и увидели статус „в розыске“, это означает, что ТЦК не успел оцифровать ваши данные. Вы или ближайшие члены семьи могут обратиться в территориальный центр и предоставить необходимые документы — паспорт, налоговый номер, военный билет и справку о зачислении на военную службу», — предложила Черногоренко действующим военным, увидевшим такой статус после попытки зарегистрироваться в системе Резерв+.

Адвокат Руслан Киливник также пояснил, что если статус «в розыске» ошибочно выдало военнообязанному, то он может обратиться в ТЦК с просьбой сообщить конкретные основания для этого — например, каких данных не хватает, чтобы их предоставить и до конца обновить свои данные согласно требований закона. Киливник объяснил, что в ТЦК есть своя закрытая база розыска, поэтому в официальной базе розыска МВД данные о розыске человека не отображаются.

«Это ни в коем случае не розыск по уголовно-процессуальному закону… Это розыск исключительно с целью отправки граждан в ТЦК, и человек не может проверить наличие этого розыска. Потому что таких данных, как статус этого розыска, находится ли человек в розыске, или нет, ни одна база и приложение Оберіг не предоставит», — уточнил адвокат.

Почему военным не нужно приложение Резерв+?

Потому что это приложение предназначено только для обновления данных военнообязанных или резервистов.

Действующим военнослужащим, уже находящимся на службе, не нужно регистрироваться в приложении Резерв+ и пользоваться им, так как это создает избыточную нагрузку на систему, поясняют в Минобороны.

«Хотел бы сразу сказать, чтобы военнослужащие не экспериментировали, потому что они перегружают систему, очень многие военнослужащие решили, что их это тоже касается. Даже некоторые комбаты (до нас доходила информация) в приказном порядке сказали, чтобы все установили Резерв+, были определенные проблемы из-за этого», – напомнил Дмитрий Лазуткин.

Аналогичную информацию озвучила заместитель министра обороны Украины по цифровому развитию, цифровым трансформациям и цифровизации Екатерина Черногоренко.

«Военнослужащим не нужно обновлять данные о себе. Они не стоят на военном учете, поэтому не могут нарушать правила учета», — подчеркнула она.

Вместо этого специально для военнослужащих Минобороны скоро запустит приложение Армия+.

Чего ждать после обновления данных? Как направляют на ВЛК?

Независимо от того, как человек обновил свои военно-учетные данные (в ТЦК, ЦНАПе или через приложение Резерв+), дальше ему может прийти направление на прохождение Военно-врачебной комиссии (ВЛК).

«При обновлении данных направление на ВЛК выдаваться не будет. Такое направление может быть выписано в случае необходимости со временем», — объясняли в Минобороны.

По словам представителя ведомства Дмитрия Лазуткина, такое направление будут отправлять как повестку, а не в приложении Резерв+

«По месту жительства, которое человек обновил – независимо от того, каким способом обновил – может прийти направление на ВЛК, человек должен пройти его. Оно придет не всем, и не в приложении придет, а по месту жительства как повестка. И человек уже проходит ВЛК. Несколько миллионов людей не будут одновременно направлены на ВЛК, но этот процесс будет происходить», – пояснил Лазуткин.

Его разъяснение соответствует новому Постановлению Кабмина №560 от 16 мая 2024 года (Об утверждении Порядка проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации, на особый период). В нем сказано: «На медицинское освидетельствование граждане, уточнившие свои учетные данные, вызываются повесткой».

 

Что делать, если нет VIN-кода, а данные обновлены?

Представитель Министерства обороны Дмитрий Лазуткин подчеркнул, что в приложении Резерв+ «в ближайшее время» должны появиться QR-коды, которые де-факто тоже помогут быстро проверить актуальность военно-учетных данных любого гражданина.

«Будет формироваться электронный ВОД (военно-учетный документ), в течение месяца он там должен появиться с QR-кодом. Если можно проводить какие-то параллели, это будет что-то вроде того, что мы можем видеть в Дія, где человек может показать свои водительские права или паспорт в смартфоне. Также будет с Резерв+, и ВОД будет там», — объяснил Лазуткин.

Пока этого нет, в случаях противоречивых ситуаций, когда возникает необходимость отсканировать VIN-код, но человек его не имеет, хотя обновил свои данные, Лазуткин советует демонстрировать приложение Резерв+.

«Человек может продемонстрировать, что он уже обновил свои данные, это показывает приложение. Просто показываешь, что ты обновил свои данные после 18 мая и выполнил норму закона. Считается, что человек выполнил норму закона», - подчеркнул он.

В то же время, Лазуткин признал возможность возникновения отдельных конфликтных ситуаций.

«Мы не можем предотвратить то, что на местах могут возникать какие-то эксцессы исполнителя. Мы знаем, что после 18 мая представители ТЦК, полиции и пограничной службы могут проверять ВОД и их нужно иметь при себе. В то же время, все они должны быть проинструктированы. Надеемся, таких случаев либо не будет, либо будет очень мало», — подчеркнул спикер Минобороны.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube