Информатор выяснил схемы, позволяющие менеджменту Территориальных сервисных центров МВД создавать условия для заработка посторонних лиц на работе госучреждений, а также нашел бывших должностных лиц Нацполиции в руководстве финучреждений, обеспечивающих ТСЦ
Еще в 2016 году реформа превратила бывшие МРЭО (кубла коррупции и выкачки денег) в прозрачные и современные Территориальные сервисные центры МВД Украины. Тогда она была витриной для бессменного министра Арсена Авакова, и даже подавалась под названием "Время перемен". Наверное, чтобы точнее указывать на принадлежность к бывшему партийному проекту "Фронт Змін" под руководством его тогдашнего шефа, Арсения Яценюка. С тех пор прошло 8 лет, и в ТСЦ вернулись все "профессиональные болезни" бывших МРЭО: коррупционные элементы, подозрительные лица с предложениями "решить вопрос сейчас за полторашку чтобы не ждать", схемные банки и финучреждения, работающие рядом с основными помещениями ТСЦ.
Этим материалом журналисты Информатора начинают серию публикаций, в которых мы расскажем о проверках работы ТСЦ в украинских городах. Мы раскроем маленькие уловки, к которым прибегает менеджмент сервисных центров, чтобы наладить сотрудничество со своими "маленькими помощниками" из числа бегунков, или "решал". Также расскажем, как устроена работа ТСЦ изнутри и на чем государство теряет колоссальные суммы, а менеджмент сервисов и "нужные люди" - наоборот, зарабатывают неплохое состояние. Ведь коррупция как колония бактерий под ободком унитаза: возникает только там, где для нее есть питательная среда, а в стерильных условиях не выживает.
В начале мая у нашего героя – журналиста Информатора и маркетолога Сергея Шишкина – возникла необходимость в проведении несложной регистрационной процедуры. Она касалась автомобиля его жены (перерегистрация с владелицы на нее же с целью изменения номера), и это действие было решено провести в ТСЦ на Западе страны, в городе Стрый Львовской области. Сергей вооружился нотариально заверенной доверенностью на свое имя и начал готовить визит в ТСЦ. Как и все великие дела, начал с понедельника.
"Где-то полтора дня я "рыбалил", пытаясь взять билет на нужную дату онлайн. Размышлял так: разве же я "вчерашний", чтобы бежать сразу в очередь за билетом - когда нужно только авторизоваться через "Дія", приехать на назначенное время и быстренько закрыть вопрос. Но нет: сначала я пробовал авторизоваться через "Дія", и сайт МВД несколько раз выбрасывал мне "Неизвестную ошибку". Дважды авторизацию в кабинет таки проходил - но билетов на нужную дату не было.
Здесь отметим, что система позволяет зарегистрироваться и получить билеты. И они в системе появляются – но на даты, неудобные для пользователей (например, среди рабочей недели после обеда), или на очень отдаленное время (через полторы-две недели с момента обращения). Билет на субботу – как сказочный единорог. Следовательно, работающий человек заранее оказывается в неудобной ситуации: нужно шагать в неизвестное и брать отгул.
Такая альтернатива - поездка сразу в ТСЦ, чтобы взять билет на месте. Собственно, именно это и предлагает пользователю система, обманчиво обещая, что, приехав "в рабочие часы" в сервисный центр МВД, он сможет получить услуги "здесь и сейчас". Сергей решил судьбу не соблазнять, и отправиться в Стрый, где находился избранный им ТСЦ №4645, до восхода солнца. И даже приехав на место, заметил: возле похожего на помещение сельской школы здания с "фирменной" зеленой крышей уже собралось несколько десятков невыспавшихся и недовольных коллег.
Дальше все, как в самой язвительной советской очереди: "главный" пересчитывает людей, записывает фамилии на бумажку, что-то исправляет. Первые фамилии появляются в этой записке, когда сотрудники ТСЦ видят десятый сон. Последние (тех беднягах, которым уж точно не успеть) заносятся, когда служащие допивают кофе, чтобы пойти на работу. Сергею даже повезло: получив №26, он успел совершить регистрационное действие в тот же день.
"Да и то, - только потому, что двум предыдущим клиентам не хватило духу ждать, и они ушли из очереди, а я схватил предпоследний билетик на этот день. Выдавала их пани внутри здания, когда мы, уже устав ждать с 07:30 до 09 :00, наконец-то попали в ТСЦ. Кстати, именно тогда я проверил систему в онлайне - и увидел, что на этот же день появился единственный билетик. И сразу же исчез.
Дальше – снова долгое ожидание. Единственное отличие от "уличной" очереди в том, что есть бумажные билетики со временем (рассчитывать на указанный там тайминг смысла нет – график разрушается сразу) и крыша над головой. Собственно внутри даже хуже, потому что десятки людей, ожидающих в небольшом помещении, создают странное ощущение напряжения. Приблизительно в 10 часов утра по продвижению очереди стало понятно – Сергея примут где-то сразу после обеда.
Приблизительно в это время появились "нужные люди": Они заходят в кабинеты без записи, когда называют чужие фамилии, общаются буквально на мигах - определить, кто это и что предлагает, опытному человеку нетрудно. Те, кто уже достаточно измучен стоянием во второй очереди подряд и пересек психологический порог от "я человек или кто?" к "хай йому грець, будь что будет!" отходят в сторону: договариваться.
"Видите, мне пришлось вбухать 6 часов своего времени только на то, чтобы попасть в нужный кабинет. На всю операцию, которая должна занимать минут 15, я потратил в общей сложности около 8 часов. А где-то рядом есть те самые бегунки, которые говорят: давай через меня сделаем! У меня есть билетик, есть и доверенность - полторашка (1,5 тыс грн - ред.) и побежали!" – делится Сергей Шишкин.
Следует добавить, что механизм взаимодействия "бегунков" с ТСЦ настроен филигранно. У них всегда есть несколько билетов, взятых на доверенных лиц. Да, в систему встроен предохранитель (один клиент может взять 4 билета в месяц), но ведь и систему доверенностей никто не отменял. Для ловких, как ртуть, "нужных людей" открыты все входы - достаточно лишь набрать, скажем, эксперта по оценке автомобиля: "давай, есть клиент" - и через несколько минут процесс запущен.
Затем Сергей попал, наконец, в нужный ему кабинет. Забронированные за ним номерные пластинки автомобиля уже ожидали в ТСЦ, оставалось только оплатить саму процедуру и бронирование. Но – не так быстро. Сначала оператор, Татьяна Ореховская, дебатировала с ним о необходимости наличия определенных документов, потом заявила, что в центре нет POS-терминалов, а значит, платить пошлину нужно только через банковское отделение неподалеку.
Собственно, "отделением" оказалась одна касса с небольшой пристройкой, которая отдаленно намекала на банковское учреждение свежей вагонкой. Внутри, при тусклом свете, скопилась еще одна очередь. Вывеска над входом угрожающе предупреждала: "Индустриалбанк" рад возможности предоставлять свои услуги. Фразы "клиентам ТСЦ" не было, но она точно подразумевалась – кроме тех самых изнуренных от очередей и недосыпа лиц вокруг не было ни души.
Здесь выплыли еще две коварные подробности. В "банке" (на самом деле - только кассы) брали по 35 грн с каждой операции. Поскольку у Сергея их было две, уплата 1 тыс. грн. за перерегистрацию и еще 31 грн. - за услугу по бронированию пластин, - услуга стоила 70 грн. Вроде бы немного, но это 7% от общей суммы (а уплата банковской комиссии за услугу вообще превысила стоимость самой услуги).
А с клиентов, которые захотели бы расплатиться безналично, брали еще дополнительную комиссию – тоже вроде бы и небольшую (2-3% от суммы), но в итоге это – немалый процент, на который "линяют" неразборчивые клиенты. Платить, конечно, можно и наличными, но для этого нужно еще раз выйти из помещения (а очередь!), пойти в банкомат и снять деньги со счета.
"Эту проблему легко решило бы наличие терминалов в помещении ТСЦ, или у каждого оператора или администратора - именно так это и устроено в паспортных столах. Но ведь это не родит для банка дополнительные 7-10% платежей с каждого клиента", - отмечает Сергей Шишкин.
Информатор проверил несколько ТСЦ в Западной Украине: возле каждого находятся отделения Индустриалбанка. Этим финучреждением руководят фактически бывшие коллеги Авакова – Главой правления является экс-нардеп от "БПП" Михаил Довбенко, который в предвыборные времена руководил штабом Петра Порошенко во Франковщине. А среди "независимых директоров" кроме экс-главы МИД времен Ющенко Владимира Огрызко числится еще Владислав Ливинец. Его полный тезка возглавляет профсоюзную организацию полиции в Ивано-Франковской области.
Интересно, что регистрационное действие, в котором нуждался журналист, действительно заняло бы немного времени. В идеальном мире он потратил бы до 1 часа в ожидании и 15 минут на саму регистрацию. Если бы он рассчитался на месте, приложив карту к POS-терминалу, сэкономил бы время себе и ТСЦ. Ведь все время, пока он платил за процедуру в соседнем банке, оператор ждала его, не имея возможности закрыть процедуру и начать обслуживать следующего клиента.
"А там все рядом и всех видно: я наблюдал, как пани оператор, пока я бегал в банк, пошла спокойно курить на крыльцо. А когда я ей занес квитанции - неторопливо нажала что-то на клавиатуре и пошла куда-то, наверное, печатать мне новый техпаспорт.Но ведь у нее 9-часовой рабочий день, и, если учесть, сколько она потратила на меня одного - может обслужить только 6-7 человек в день", - считает Сергей Шишкин.
Из-за подобного подхода, утверждает журналист, в ТСЦ накапливаются очереди, у клиентов – "горят" билетики, которые не успевают использовать день в день. Следовательно, неэффективно используется время – как посетителей, так и самих операторов. Госпожа Ореховская, обслуживавшая Шишкина, вполне могла бы справиться не с семью, а с пятнадцатью клиентами. А так – часть из них ушла домой, другая – платить деньги "бегункам".
"А это имеет глобальное влияние, ведь по всей стране таких ТСЦ тысячи. Пока не работает человек, страдает экономика, ведь, стоя в очередях, клиенты не производят то, что должны, на собственных рабочих местах. А это значит, что государство получит немного меньше налогов, немного меньше рабочих часов будет использовано по своему целевому назначению. Так рождается коррупция", - резюмирует Шишкин.
В следующей публикации Информатор расскажет о том, как устроена работа ТСЦ в Днепре. Там мы увидели и сняли интригующие эпизоды, некоторые из которых можно рассматривать через призму анекдотов о "профессиональных манагерах", а другие - через Уголовный кодекс.
Отметим, что, как писал Информатор, около 30% семей, которые взяли кредиты по программе єОселя, обратились за ними на покупку жилья первой продажи Об этом сообщили 14 мая в Министерстве экономики Украины. При этом, по словам первого вице-премьера Юлии Свириденко, ипотечные кредиты по программе есть Осел взяли уже 10 тысяч украинских семей. Следовательно, речь идет не только о социальной функции, но и об инвестировании в развитие сферы жилищного строительства в стране.
Также мы писали недавно о планах корейской компании Hyundai построить в Украине новые атомные блоки. Это стало возможным в рамках договоренности о сотрудничестве с украинским Энергоатомом. Известно, что планируется строительство и ввод в эксплуатацию новых энергоблоков атомных электростанций в Украине. Ожидается, что благодаря этому можно будет заместить мощности Запорожской АЭС, находящейся под временной оккупацией российских захватчиков.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.